Коллекция Маленьких Историй предлагает своим читателям рассмотреть одну из первых карт Мангазеи, датированную 1754 годом. Это очень редкое изображение этих суровых северных мест.
Мангазею (первый русский заполярный город XVII века) иногда называют «Северной Троей», исчезнувшим легендарным городом, где золото лилось рекой. Здесь одновременно собирались до нескольких тысяч знатных купцов и промышленников. Но главное, Мангазея, де-юре основанная по указу Бориса Годунова (де-факто появившаяся много раньше), была основным портом – факторией первого Северного морского пути. Поморы сюда ходили за дешевой пушниной на кочах — судах, приспособленных для плавания во льдах. Они достигали Ямала, который пересекали волоком и по мелким рекам, а оттуда выходили в Обскую губу, в то время называвшуюся Мангазейским морем.
Однако первый Северный морской путь был прикрыт во времена царя Михаила Федоровича стараниями тобольского воеводы, который хотел пустить поток перевозки пушнины по южному маршруту. В результате его донесений в Москву о том, что страна может потерять северные земли из-за активности иностранных купцов в Мангазее, плавание в этот город царским указом от 1619 года было запрещено. На Ямале появились стрелецкие заставы, разворачивавшие всех, кто пытался преодолеть этот переволок. Как результат — легендарная Мангазея стала увядать.
Были ли основания для беспокойства у царя относительно потери Севера? Конечно, были. Взять хотя бы тот факт, что впервые название «Молгомзея» было указано на карте российских земель, опубликованной в 1562 году в Лондоне и составленной английским дипломатом Антонием Дженкинсоном. А в 1914 году российский историк Инна Любименко обнародовала найденные ею в британских архивах документы о том, что в 1612 году Англия планировала захват земель и установление своего протектората на Русском Севере — в Мангазее и на сопредельных территориях. Как бы то ни было, русские цари потеряли Мангазею как стратегический заполярный экономический объект и порт первого Северного морского пути.
И только спустя почти три столетия, в 30-е годы XX века, в этом северном регионе появился наконец новый мощнейший объект экономической инфраструктуры — в кратчайшие сроки неистовым трудом заключенных был возведён Норильский горнообогатительный комбинат, ныне «Норникель». Перед Великой Отечественной войной была создана и система обороны Севера, благодаря чему наши войска сорвали немецкую операцию «Вундерланд», в рамках которой германское командование предполагало захват этого региона. Сегодня российскую Арктику охраняют Северный флот и пограничные войска, которые гарантируют спокойное судоходство по Северному морскому пути и экономическое развитие региона. Собственно, таким образом именно сейчас реализуется упущенная в начале XVII века возможность освоение богатств Севера.