В начале 80-х разразился самый громкий медийный скандал в истории Германии: дневники Гитлера, которые начал публиковать журнал «Штерн», оказались фальшивкой. «Скандал вокруг дневников Гитлера» — так называется книга, написанная бывшим заместителем главного редактора журнала «Штерн» Михаэлем Зейфертом. Он сам был свидетелем и участником последнего акта событий, надолго подкосивших репутацию журнала, который в то время был одним из самых уважаемых и многотиражных журналов Западной Германии. Зейферт восстанавливает ход событий, которые сейчас кажутся невероятными, и показывает, как желание заполучить мировую сенсацию и боязнь, что ее перехватят конкуренты, буквально ослепили прожженных и очень осторожных в этих вопросах медиамагнатов. Уже одно то, что дневники принес в редакцию ее репортер Герд Хайдеман, которого в «Штерне» считали не самым серьезным сотрудником, хотя и оборотистым журналистом, должно было бы отпугнуть издателей. Но этого не произошло. Через некоего Штифеля репортер Хайдеман вышел на человека по фамилии Фишер, который якобы получил эти дневники из ГДР. Эти дневники, рассказал Фишер, находились в одном из ящиков с личным архивом фюрера, который был отправлен на транспортном «Юнкерсе» в апреле 1945 года из осажденного Берлина.
«Юнкере» сбили над одной из восточногерманских деревень, и дневники попали к брату Фишера, а тот теперь передает их тайком тетрадь за тетрадью. Репортер «Штерна» не знал, что и имя Фишера, и товар были фальшивыми. На самом деле этого «Фишера» звали Конрад Куяу, и он был художником-неудачником, но блестящим мистификатором, зарабатывающим на жизнь подделками раритетов нацистских времен. Кстати говоря, Хайдеман купил у мошенника не только пресловутые дневники Гитлера, но и акварели, якобы написанные фюрером, партитуру, сочиненную им в молодости оперы, нашивные ленточки его мундира Первой мировой войны и даже бюстгальтер Евы Браун.
Но как же мог попасться на подобную удочку солидный западногерманский журнал, у которого был совсем другой уровень требований и совсем другие возможности для проведения тщательной экспертизы покупаемых им «дневников»? Их проверили, конечно, но поверхностно. Серьезно проводилась только графологическая экспертиза у нескольких независимых экспертов. Но вот она-то и подтвердила, что дневники действительно писал Гитлер. Проблема была только в том, что за эталон экспертизы брались фальшивки все того же Куяу, то есть эксперты сравнивали одну фальшивку с другой. Так называемых технологических экспертиз — анализ бумаги, чернил и т. п. — «Штерн» дожидаться не стал: уж очень хотелось сообщить читателям о сенсационной находке как можно быстрее. Сотни репортеров, десятки съемочных групп собрались на пресс-конференцию, которую проводил «Штерн». Собравшиеся буквально рвали из рук свежий номер «Штерна», который вышел рекордным даже для такого журнала тиражом в два миллиона триста тысяч экземпляров.
Многие страницы немецкой истории придется переписать заново
— с пафосом провозгласил главный редактор журнала. Медийные магнаты других стран, не жалея денег, наперебой заключали со «Штерном» договоры на публикацию переводов дневников. Отрывки из них стали публиковать крупнейшие газеты и журналы мира. Но сенсация лопнула через неделю.
Технологическая экспертиза доказала, что бумага, чернила и материал переплета для дневников был сделан уже много позже после окончания войны. А историки, внимательно изучившие «дневники», нашли в них множество несуразностей и ошибок. То есть это была не просто подделка, а подделка грубая, примитивная. Например, на картонных обложках первых тетрадей с «записками» фюрера были наклеены две готические литеры: «Ф» и «X». «X» это первая буква написания на немецком имени Гитлер — Хитлер. А что тогда такое «Ф»? Фюрер? Но в нацистской Германии никто никогда не употреблял такого словосочетания «фюрер Гитлер». «Штерну» пришлось провести даже специальную редакционную конференцию, на которой маститые журналисты пытались расшифровать загадочное сокращение. Остановились, в конце концов, на варианте «Ставка фюрера». А на самом деле подделавший дневники Конрад Куяу просто перепутал. Он хотел приклеить на обложку инициалы Гитлера, но в спешке взял готическую литеру «Ф» вместо литеры «А» — Адольф. В готическом шрифте они действительно похожи. И таких ляпов в «дневниках» было множество.
В итоге Хайдемана и Куяу судили. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что Конрад Куяу сфабриковал больше 60 тетрадей с «эпистоляриями» фюрера, передирая целые абзацы из книг по истории и старых сборников его речей. Другой возможности у него просто не было — время поджимало, ведь «Штерн» требовал все новые и новые тетради. Кстати, журнал заплатил за эти подделки более девяти миллионов марок. Но Куяу получил из этих денег чуть больше половины. Остальные Хайдеман просто прикарманил. Два миллиона из них не найдены до сих пор. Скорее всего, их растратил сам Хайдеман, передававший Куяу не все деньги, которые выделял для этой цели журнал. «Штерн» расплачивался с репортером через банк, а тот с Куяу — наличными, которые привозил в кейсе или просто в пластиковом пакете.
Но часть, и немалую, Хайдеман оставлял себе, за это и получил почти пять лет тюрьмы. Куяу дали четыре с половиной. Но он был освобожден уже через три года из-за тяжелой болезни — рака горла. После операции Куяу открыл в Штутгарте картинную галерею «оригинальных подделок», как он сам ее назвал. Там можно было увидеть картины Дали, Ван Гога, Гогена, Матисса с подписью знаменитого автора «дневников Гитлера». В 2000 году Куяу умер. Другой «герой» этой истории живет в крохотной квартирке, получает пособие для бедных и продолжает объяснять произошедшее своей наивностью и святой простотой. Что же касается «Штерна», то он так и не оправился от удара. Репутации его подорвана раз и навсегда, и тиражи практически не растут.