Вопреки распространённому мифу, античное образование было не столь безупречным. Да, безусловно, античная цивилизация, классика, Геродот со Страбоном, понукаемые Ликургом. Но считать Элладу колыбелью человечества, как нам предлагают со страниц школьных учебников, было бы неправильным и даже вредным. По нескольким причинам.
Во-первых, не будем забывать про Древний Восток. Именно там заложились основы человеческого общежития и основные черты государства. Письменность на всякий случай тоже изобрели там. Во-вторых, греческое образование формировалось под влиянием уже сложившихся древневосточных традиций, поскольку Средиземное море было и остаётся общим для многих культур и цивилизаций. Каждая последующая цивилизация делала свой огромный вклад в общее дело, начатое славными предшественниками и продолжала развиваться порой совершенно непредсказуемо и сепаратно от внешнего влияния. Примерно так.
В-третьих, и это главное. Древнегреческая система образования, являясь во многом уникальной, оказала существенное влияние на системы образования как соседних народов, так и далёких стран. Но это влияние вовсе не отменяет наличие собственной культуры и науки, скажем, в гуннском обществе или в славянских родовых общинах. Безусловно, влияние греческой культуры вообще и системы образования в частности велико и ощущается по сей день. Но основа — у каждого народа своя, и развитие системы образования происходит в процессе синтеза различных методик, как аутентичных, так и привнесённых извне. Что лишний раз доказывает состоятельность теории сопряжения культурных менталитетов.