Какой мужчина не представлял себя за рулем роскошного автомобиля с не менее роскошной женщиной на соседнем сидении? И вот вы несетесь по серпантину гладкой, словно масло, дороги, солнце дарит приятный загар, на обочинах шелестят пальмы – и жизнь хороша, и жить хорошо. Автомобиль, естественно, Maserati. А ведь никто не вспомнит о том, что эта одна из дорогих и престижных автомобильных марок когда-то была банкротом, а судьба ее висела буквально на волоске. Впрочем, давайте разбираться вместе.
Трудно представить, но марке Maserati уже 102 года! И, как это часто случается, рождение этого бренда стало семейным делом — ведь оно происходило в Италии, где так развит культ семьи. Свою компанию некогда решили основать братья Мазерати – Альфьери, Эттори, Эрнесто, Карло, Биндо и Марио. Каждый из них сыграл определенную роль в создании торговой марки, а также формировании ее имиджа и, конечно, функционала.
Первопроходцем стал Карло Мазерати. Будучи старшим из братьев, он первым заинтересовался автомобилями и начал их конструировать. Именно ему принадлежит авторство самого первого автомобиля марки, названной, что логично, его фамилией. Машина получилась не ахти какой инновационной – одноцилиндровый двигатель, примитивное шасси. Но все же давайте делать скидку: это было на заре ХХ-го века. Будучи чрезвычайно увлеченным человеком, Карло еще мог бы покорить мир своими разработками, но, к сожалению, госпожа Судьба решила иначе. Продолжительно борясь с туберкулезом, старший Мазерати скончался в возрасте 29-ти лет. Его дело перешло к Альфьери.
14 декабря 1914-го года Альфьери Мазерати официально зарегистрировал компанию Società Anonima Officine Alfieri Maserati. Новое предприятие потихоньку начало осваивать автомобильный рынок, занимаясь разработкой и выпуском собственно автомобилей, а также свечей зажигания и двигателей.
Интересный факт:
Предприятие расположилось в итальянском городе Болонья. Главная городская площадь была украшена масштабной скульптурой Нептуна работы Джиамболоньи. Еще один из братьев Мазерати, теперь это был Марио, настолько вдохновился творением скульптора, что вскоре мир увидел фирменный знак Maserati, изображающий трезубец древнеримского бога. Кстати, Марио – единственный из братьев, равнодушный к автомобилям. Он избрал для себя путь художника.
Компания Maserati такая, какую мы знаем ее сейчас, родилась 25-го апреля 1926-го года. В этот день сам Альфьери принял участие в автомобильных гонках Targa Florio на автомобиле компании Tipo 26. Впоследствии модель вполне успешно принимала участие в подобного рода мероприятиях. Это стало знаком для братьев: стоит присмотреться к рынку спортивных автомобилей. Верный расчет поднял итальянцев на недосягаемый пьедестал: автомобили бренда занимали самые высокие места в автомобильных гонках, на них были установлены многочисленные рекорды скорости. Вскоре Maserati обрела огромную армию поклонников.
Интересный факт:
Существует и другая версия о том, почему на значке Maserati изображен трезубец. Этот знак символизирует единство трех братьев, которые, по сути, являлись отцами-основателями компании – Альфьери, Эрнесто и Эттори. Впрочем, есть в этой теории нечто нелогичное. Например, куда подевался Карло, который задумал этот семейный бизнес? Или Биндо? Ведь именно он приступил к управлению компании после смерти Альфьери в 1932-м году. В общем, легенда кажется притянутой за уши, хотя и не лишена разумного зерна и приятной романтики.
Есть и третья версия, объясняющая тот факт, что братья Мазерати решили позаимствовать оружие у Нептуна. Однажды в лесу на Альфьери напал волк. Хищник убил бы его, если бы не вовремя подоспевший человек с вилами. Спаситель заколол волка вилами, а спасенный решил их увековечить в фирменной символике.
Эпоха «господства» братьев Мазерати завершилась в 1937-м году, когда фирму выкупила семья Орси. Новые управленцы перенесли компанию в Модену, где, кстати, и сейчас располагается ее штаб-квартира. Мазерати остались верны Болонье и работали на автокомпанию в статусе главных инженеров вплоть до 1948-го года. Впоследствии они создали новое предприятие, которое назвали O.S.C.A. – фирма должна была заниматься выпуском первоклассных гоночных авто. Но, видимо, звездный час они прожили лишь с Maserati. Новый проект с треском провалился.
А Maserati тем временем продолжала блистать на спортивных гонках. Многие сравнивали технические характеристики автомобилей итальянской марки со спортивными автомобилями Merсedes. «Немцы» считались тогда одними из лучших — ведь национал-социалистическое правительство не жалело никаких средств, чтобы достичь самого высокого результата. Но «трезубцы» во многом спутали их карты.
Вторая Мировая война не могла не наложить свой отпечаток на деятельность фирмы. Производство спорткаров было оперативно свернуто: все силы бросили на производство двигателей и запчастей для фронта. Однако после завершения войны Maserati вновь вернулись к любимому делу и снова заняли прочное место в спортивной автомобильной нише.
Пожалуй, самой известной моделью марки стала Maserati Quattroporte. Впервые этот автомобиль представили на автосалоне в Турине в 1963-м году. Quattroporote с итальянского можно перевести как «четыре двери» и, соответственно, это был первый четырехдверный седан в истории бренда. Автором дизайна выступил Пьетро Фруа. В своей работе он сделал ставку одновременно и на внешнюю эстетику, и на внутренний комфорт авто. Салон оснастили кондиционером, электрическими стеклоподъемниками и прочими элементами роскоши того времени. При этом не потерялся и функционал – модель являлась абсолютно спортивной, включала в себя восьмицилиндровый двигатель объемом более четырех литров, а также мощностью 260 л.с.
Еще одним поворотным годом в длинной истории компании стал 1968-й. В конце шестидесятых Maserati приобрел Citroën. Однако семейство Орси продолжили членствовать в правлении. Забрасывать Maserati, конечно, никто не стал, да и поклонники марки просто не позволили бы это сделать. Так, в течение следующих пяти лет появилась целая прорва моделей, спрос на которые ничуть не уменьшился. Однако ничто не вечно под луной: нефтяной кризис 1973-го года, грянувший, словно гром среди ясного неба, отпугнул итальянскую фортуну. Естественно, спортивные автомобили, требующие огромного количества топлива, пострадали в кризис самыми первыми. И уже через два года, в 1975-м, Maserati объявила о своем банкротстве. В этот момент Citroën уже вошел в состав PSA Peugeot Citroёn, и новое руководство пришло к выводу, что «итальянцев» нужно ликвидировать как ненужный балласт.
Блиц-факты о Maserati:
Цена: выходя в магазин за хлебушком, не забудьте прихватить Maserati Quattroporte GTS. Цена вопроса — 8,5 млн руб.
Салон: салон обит кожей ручной работы от Poltrona Frau. Эта фирма занимается оформлением театров, музеев и правительственных зданий. Например, Европарламента.
Обучение: обучение езде на Maserati обойдется вам всего в 1250 евро (по данным официального российского сайта марки). Правда, за эту цену вас будут обучать всего полдня.
Эксклюзивность: с конвейера завода ежегодно выходит всего около 30-ти тысяч авто.
Страховка: житель республики Беларусь застраховал свой Maserati Quattroporte на 64 тысяч долларов.
Компанию едва спасли профсоюзы и государство — и только из-за сохранения рабочих мест. В год разорения бренд выкупил Алехандро де Томазо – известный в то время гонщик из Аргентины. Он постарался возродить традицию братьев Мазерати – выпуск настоящих гоночных «зверей», но получилась лишь жалкая копия былого. Тем не менее, если не оглядываться на прошлое, модели Томазо были вполне приятными для среднего пользователя – достаточно компактные, маневренные и при этом имеющие возможность достойного разгона.
Особо прославилась модель Biturbo, продержавшаяся в различных вариациях аж до конца ХХ-го века. Действия де Томазо помогли компании остаться на плаву. Тем не менее, поклонники олд-скульного Maserati не оценили новинку. И в 1993-м году компания вновь сменила владельца. Теперь под опеку ее взял концерн-соотечественник Fiat Auto. Владельцы решили возродить прежнее величие Maserati, причем не пожалели для этого возрождения баснословных сумм. Компанию полностью реорганизовали, и это стало правильным решением.
Но и на этом смена владельцев Maserati не закончилась: в июле 1997-го года Fiat продал 50% акций компании ее давнему конкуренту — Ferrari, входящей в состав финансового производственного предприятия FIAT Group. А с 1999-го года Ferrari полностью завладела Maserati и чуть было снова не довела соотечественницу до банкротства, уже четвертого (!) за историю марки.
Так что в 2005-м году многострадальная Maserati вновь сменила владельца. На этот раз она досталась в управление Alfa Romeo, которая также входит в состав FIAT Group. Под управлением этой компании дела пошли успешнее — впервые за много лет Maserati стала приносить прибыль.
В настоящий момент компания Maserati, которая познала, пожалуй, самые крайности — от пьедесталов до падений на самое дно — остается символом роскоши и достатка. Наверное именно об этом мечтал Карло Мазерати, разрабатывая свой первый и — увы — единственный автомобиль.