Роскошный, стремительный, непокоренный, удивляющий, дорогой, элегантный и желанный. Все эти эпитеты можно было бы выразить короче, всего в двух словах. И эти два слова — Aston Martin.
Aston Martin — легендарный автомобиль, который обязан своим появлением Лайонелу Мартину, который невероятно любил автомобильные гонки. Собственно, эту свою любовь он и постарался воплотить в бизнесе по продаже первых авто Singer, взяв в напарники Роберта Бэмфорда. Компаньоны сначала занимались приспосабливанием авто тех лет к выполнению насущных задач, например, поднятию на высокогорные участки. Это дело настолько увлекло их, что они решили открыть свое собственное производство машин. Естественно, нужно было придумать название. Лайонел Мартин тогда был активным участником гонок на холме Астон. Удивительно, но именно название холма вдохновило бизнес-партнеров на ставшее звучным название Aston Martin.
Качественный автомобиль с прекрасными показателями и внешним видом – это тот автомобиль, который разработан, усовершенствован, сконструирован и создан индивидуально под каждого взыскательного водителя, любящего быструю езду.
(Лайонел Мартин)
Новоявленная компания приобрела свое первое помещение в Лондоне в 1914-м году, а уже в начале 1915-го зарегистрировала первый одноименный автомобиль для гонок. Оснащенный 4-цилиндровым двигателем «Конвентри-Симплекс» по техническим требованиям Мартина, он стал известен под названием «Coal Scuttle».
В 1920-м году состоялся переезд компания в Южный Кенсингтон. Это вдохновило учредителей на создание двух новейших гоночных авто, впоследствии участвовавших в гонках 1922-го года, проводившихся на Гран-при во Франции. 24-го мая 1922-го года один из гоночных автомобилей, известный как «Bunny», установил 10 мировых рекордов на Бруклинской трассе со средней скоростью 122 км/ч в заезде на 16,5 часов. Это событие укрепило компанию Aston Martin как одну из лучших фирм гоночных автомобилей. Лайонел Мартин покинул компанию в 1925-м году, передав наибольшее количество акций членам семьи Чарнвуд. В 1926-м году Лорд Чарнвуд, взяв в компаньоны Уильяма Ренуика и Августа Бертелли, сформировал Aston Martin Motors в новом помещении Виктория Роуд, Фелтам, Миддлсэкс.
Интересный факт:
Несмотря на то, что прогресс не стоит на месте, в компании Aston Martin больше доверяют ручному труду, нежели машинам. По сей день роскошные автомобили собираются вручную небольшой группой специалистов в британской деревушке.
И в 1929-м году название Aston Martin не сходило с уст любителей автомобильных гонок. Его называли наиболее конкурентноспособным в гонках Гран-При. Спустя три года, в 1932-м году, Бертелли и Пэт Дрисколл завоевали двухгодичный кубок в соревновании Ле Мана. Но этот год отличился не только победой. В конце 1932-го во главе Aston Martin вновь встал новый человек, им стал сэр Артур Сазерленд. В помощники он взял своего сына Гордона. Однако их правление продлилось ровно пятнадцать лет, до того момента, как спустя два года после войны, в 1947-м году, компанию не купил Девид Браун. Началась так называемая «эпоха DB».
Браун получил компанию почти случайно. Читая утренний выпуск The Times, он наткнулся взглядом на объявлении о продаже лучшей фирмы по производству гоночных автомобилей. Всего 20 тысяч фунтов — казалось бы, незначительная сумма для такого рода масштабной компании. Девид Браун тут же выкупил ее. Кстати, год спустя, он также купил компанию Lagonda. Ее основал инженер Уилбур Ганн, который изначально специализировался на разработке двигателей для мотоциклов и велосипедов. Он был так же, как и основатели Aston Martin, фанатом автомобильного спорта, причем не только зрителем, но и участником. Неоднократно он занимал призовые места в заезде Ле Ман на Lagonda (1935-м году) и, кстати, на Aston Martin (на ранних Гран-При), когда они еще только запускались в оборот.
Итак, началась новая история Aston Martin. Ровно в середине ХХ века, в 1950-м году, компания представила новую модель DB2 с 2,6-литровым двигателем. Среди авто трехлитрового класса эта стала одной из лучших в соревнованиях Ле Мана.
Кстати, в это время Aston Martin снова переехали в другую мастерскую. Теперь «оболочку», например, кузова моделей создавали и собирали именно там. При этом двигатели, ходовые части и коробки передач собирали в Йоркшире, в мастерской Брауна.
В 1951-м году компания представила DB3, первую серию автомобилей с дисковыми тормозами. DB3 был достаточно тяжелым автомобилем для гонок, поэтому позже появилась версия DBR3, которая была легче своего предшественника. На протяжении 1950-го года Aston Martin имел феноменальный успех в гонках с моделями DBR1/300, DBR3 и DB4, но со временем рост расходов на содержание гоночной команды превысил рост доходов, и в 1963-м году Aston Martin покинул гонки, чтобы сосредоточить все свои силы на производстве спортивных автомобилей. В октябре того же года сошел с конвейера новый четырехцилиндровый DB5, и проницательное бизнес-решение Брауна заснять его в новом популярном фильме о Джеймсе Бонде «Голдфингер» сделало этот автомобиль одним из самых знаменитых в мире.
Интересный факт:
Автомобиль Aston Martin впервые заметили во вселенной агента 007, когда Джеймс Бонд в книге «Голдфингер» сел за руль DB3. Однако в кинофильме сценаристы пересадили Бонда за новый DB5, тем самым положив начало многолетнему союзу агента 007 и Aston Martin. DB5 также появлялся в фильмах «Шаровая молния», «Золотой глаз», «Завтра не умрет никогда» и «Казино Рояль». «На секретной службе ее Величества» Бонд перешел на DBS, но эта модель была использована только в 4х сценах. В фильме «Золотой глаз», к негодованию преданных поклонников Бонда, продюсеры фильма дали Джеймсу BMW Z3. Впервые был использован небританский автомобиль, и эта тенденция продолжалась вплоть до «Умри, но не сейчас», когда кинематографы вернулись к Aston Martin, теперь уже версии V12 Vanquish. В «Казино Рояль» (2006-го года) было использовано два автомобиля Aston Martin: DB5 Бонд выиграл в покер, а новая лимитированная версия автомобиля DBS была его служебной. DBS был необычен для Бонда потому как не имел разнообразных гаджетов.
Aston Martin продолжала свое существование как отдельная компания до 1972-го года. Именно в этот год ее выкупила Company Developments Ltd. Модели DBS и DBS V8, выпущенные в 1967-м году, сразу же после слияния корпораций осовременили и переименовали, теперь они стали носить название Aston Martin Vantage и Aston Martin V8, соответственно.
Слияние компаний не могло пройти без очередной смены руководителя. Теперь владельцами стали Питер Спрагью и Джордж Минден. Они усиленно пытались модернизировать стиль автомобилей, что привело к появлению автомобиля Aston Martin Lagonda с большим количеством новшеств в 1976-м году. В последующие годы были созданы V8 Vantage, которые вернули культовый стиль Aston Martin — закругленные формы корпуса; позже был выпущен кабриолет версии Volante. В период между 1981-м и 1986-м годами компания переходила из рук в руки три раза, до того момента, как в конце восьмидесятых, а точнее в 1987-м году, ее не выкупил Форд.
Первым автомобилем производственной линии Aston Martin/Ford стал Virage Volante, предварительная версия кабриолета Ford V8 Virage. Имея за спиной денежный капитал Форда, Aston Martin был способен инвестировать разработку и производство нового DB7, который был представлен миру в 1993-м году на Женевской выставке автомобилей. Летом 1993-го года Ford взял полный контроль над Aston Martin, инвестировав 65 миллионов фунтов в область проектирования, разработки и производства DB7. В 1995-м году достигнут новый рекорд – выпущено более семистот экземпляров DB7, наибольшее количество по созданию и поставке автомобилей во всей истории Aston Martin. Наибольшее число рекордов последовало в 1996-м году, когда количество производимого DB7 достигло тысячи, а в 1998-м году — двух тысяч единиц. Конец ХХ века компания встретила выпуском первого двенадцатицилиндрового Vantage (Virage). Шестилитровый двигатель V12 мощностью 480 л.с., который был создан с помощью Ford RVT и компании Cosworth; версию Volante ждали те же изменения.
Начало XXI века стало концом истории Aston Martin V8: в июле 2000-го года с конвейера сошел последний в истории марки экземпляр. Пришедшая ему на смену V12 Vanquish анонсировали в 2001-м году как наиболее совершенный автомобиль в техническом плане в модельном ряду производителя. Спустя три года, запустили серию S. Ее жестоко раскритиковали, ведь модернизированная коробка передач с подрулевой клавишей переключения более не позволяла управлять автомобилем так же плавно и «со вкусом», как раньше.
Завод, на котором выпускали исключительно автомобили бренда Aston Martin, открыли в Гейдоне в 2003-м году. Первой моделью, выпущенной на новом месте стала DB9, чуть позже начали также выпускать версию Volante.
Aston Martin вернулись на соревнования Ле Мана в 2005-м году. Модель DBR9 пришла к финишу третьей. На следующий год, однако, она не добралась до пьедестала почета, но набрала достаточное количество очков, чтобы участвовать в соревнованиях будущего сезона. В 2007 г. компанию возглавил Дэйв Ричардз, вернув Aston Martin в британские руки.
В январе 2009-го года Aston Martin был включен в список участников Ле Мана престижной дивизии LMP1. В этих соревнованиях приняли участие три автомобиля Lola Aston Martin.
Интересный факт:
До сих пор успешно эксплуатируются 75% общей массы когда-либо выпущенных автомобилей марки Aston Martin.