Гамбургер – самый настоящий символ американской культуры. Обычно мы непременно ассоциируем эту еду с США: этот стереотип небеспочвенно был навязан нам СМИ.
Разумеется, гамбургер родился именно в США. Тут хитрый владелец ресторана White Castle придумал это диковинный бутерброд, который привлекал к себе внимание не только низкой ценой (около 5 центов в 1947 году), но и тем, что специально подосланные люди в белых халатах покупали эту еду и создавали впечатление того, что даже медики верят в безопасность этого продукта.
Но мы, россияне, знаем вкус гамбургеров прежде всего благодаря ресторанам быстрого питания «МакДоналдс», которые есть во всех более или менее крупных городах нашей родины.
Как всё начиналось
Примерно в середине прошлого века двое братьев, Дик и Мак Макдональды, решили открыть маленький ресторан быстрого питания в калифорнийском городке Сан-Бернардино. Заведение стабильно приносило около 200 000 долларов прибыли за год, и братьев это, по сути, устраивало. Но скоро наступил кризис и положение владельцев стало ухудшаться под давлением слишком сильной конкуренции. Подумав, братья решили, что для того, чтобы ресторан смог выжить, нужно коренным образом менять имидж заведения.
После реорганизации ресторан снова был открыт, только на этот раз они ориентировались на массового покупателя: ввели самообслуживание, несколько сузили ассортимент, понизили цены. Резко упал в цене самый излюбленный продукт местного населения, гамбургер, который подешевел ровно в половину.
Новая форма обслуживания была настоящим новаторством и принесла ресторану славу. Вместо того, чтобы официант сопровождал пришедших от дверей и тут же принимал у них заказ, для посетителей была оборудована специальная стойка, у которой можно было заказать и получить готовую еду. Столик пришедшие должны были найти сами. Высокая проходимость заведения обуславливало достаточно простое меню, которое включало всего лишь десять продуктов: всем нам известные гамбургер с чизбургером и картошкой фри, пирожки, молоко, кофе, несколько газированных напитков, а так же картофельные чипсы. Всё это расходилось на ура: стоимость продуктов была достаточно низкой. Кухонный цех ресторана работал на манер конвейера, не прекращая производить одинаковую еду.
Вскоре доход Макдональдов вырос в два раза. Но они не хотели расширять свой бизнес: им было достаточно того, что у них уже было. Тем временем СМИ всё чаще упоминали инновационный ресторан, и вся Америка узнала про их нововведения.
В один прекрасный момент братья разработали концепцию наиболее эффективного распределения времени на их кухне. Для этого они анализировали движения своих сотрудников, их перерывы и остальную рабочую деятельность. Совсем скоро с помощью этой схемы (которая, что примечательно, была нарисована на теннисном корте мелом) ресторан оптимизировал производство еды, что позволило значительно увеличить клиентооборот.
Они закупили для своего ресторана восемь миксеров для приготовления молочного коктейля. Их продал им некто Рей Крок, который решил развить идею братьев и за этот счёт получить прибыль. Он предложил Макдональдам попробовать открыть ещё несколько ресторанов-франшиз. Братья не хотели сами браться за это дело, поэтому вскоре управление перешло в руки к Рэю. Уже в середине пятидесятых Рей смог открыть первый из своих ресторанов McDonald’s в Иллинойсе. После этого он занялся документами для того, чтобы превратить неольшой бизнес во франшизу, которая стала продавать свой бренд за 950 долларов (в те времен это были достаточно большие деньги) за франшизу за 20 лет. Франшиза на второе заведение нельзя было приобрести так просто: сначала нужно было документально подтвердить прибыльность первого заведения.
«МакДоналдс» как франшиза
Каждая франшиза брала на себя обязательство выплачивать около 2% месячного дохода: из этих денег 0,5% за идею было выделено братьям Макдональдам.
За первый год удалось продать только 18 франшиз: и сама идея фастфуда, и система франшиз были для инвесторов в новинку. Но однажды франшизу приобрёл Сендфорд Агате, простой журналист, который за счёт места и грамотной политики смог выручить из ресторана невероятную прибыль. Тогда бизнесмены и инвесторы увидели на практика, как работает новая система, и решили тоже поучаствовать. Франшизы покупались всё чаще и чаще.
Через год Рей Крок решил выкупить долю компании братьев Макдональд, которая составляла, по общим оценкам, около трёх миллионов долларов. Разумеется, для того, чтобы расплатиться, он хотел взять кредит, но в баке ему отказали. Тогда пришлось придумывать новую интересную схему, и ему вместе с его финансистом и другом Гэрри Зонненборном, это удалось. Работала она достаточно просто: новая организация, названная «McDonald’s System», арендовала у государства землю для ресторанов сроком на двадцать лет по цене около 700 долларов в месяц. Но покупатель, приобретая франшизу, при этом обязан был платить хозяевам сначала тысячу долларов в месяц, а затем – процент от прибыли. Ко всему прочему, нужно было перевести на счёт компании десять тысяч долларов, половина из которых возвращалась владельцу через десять лет, а вторая – через двадцать.
В итоге по результатам планируемых доходов от этой схемы банк согласился выдать Рею кредит, и он стал единоличным владельцем компании.
Ещё через четыре года по всей стране раскинулась сеть из 700 ресторанов, а так же было продано больше миллиарда гамбургеров и чизбургеров. В это же время компания решила выпустить на фондовый рынок США свои акции, которые первоначально имели стоимость в двадцать два доллара. Цена акций мгновенно стала расти, и через полтора месяца достигла отметки в сорок четыре доллара.
Вне США
В 1967 году компания McDonald’s вышла за границы Америки и открыла первый из своих ресторанов в Канаде – сегодня их больше тысячи. Кстати говоря, канадский «МакДоналдс» отличился тем, что в 1992 году ввёл в меню пиццу, в мгновение ока став самой популярной сетью фастфудов в стране. Скоро были открыты рестораны в Европе: первой европейской страной на пути компании стала Голландия.
В 1971 году первый ресторан McDonald’s был открыт в Японии неким Даном Фуджитой, который до этого занимался перевозкой одежды и аксессуаров. Предприимчивый японец открыл заведение в торговом районе Токио в очень маленьком помещении, затратив на организацию производства минимум средств. Тем не менее, в первый же день прибыль рестрана была колоссальной, а через двадцать лет «МакДоналдс» стал самой популярной и прибыльной сетью ресторанов в Стране восходящего солнца. Количество открытых тут точек насчитывало более 2,3 тысяч заведений.
В том же 1971 году были открыты рестораны в Германии. Теперь тут насчитывается более 600 ресторанов. Через год McDonald’s начал покорять Австрию – и сегодня компания там представлена 635 заведениями. Конечно, «МакДоналдс» есть и во Франции (около 600 ресторанов), и в Англии (порядка 700).
Америка, Канада, Великобритания, Германия, Япония и Франция дают более 80% прибыли компании McDonald’s.
Первый ресторан «МакДоналдс» в России открылся зимой 1990 года. Это стало знаменательным событием: тогда более тридцати тысяч человек пришли и встали в очередь для того, чтобы отведать американского фастфуда. Надо сказать, что такой проходимости за один день до этого не видел ни один ресторан.
Российский «МакДоналдс» был открыт в результате длительных переговоров с советскими чиновниками, которые начались ещё в 1976 году.
В Китае первый ресторан быстрого питания «МакДоналдс» открылся и того позже: в 1992 году. Тут день открытия побил все рекорды: сорок тысяч посетителей пришли за американской едой.
«МакДоналдс», как правило, не имеет единого поставщика для всех стран: в каждой стране контракты на поставку продуктов заключаются отдельно. Обычно мясо и другие продукты поставляют местные фермеры и другие производители.
В 1993 году «МакДоналдс» открылся в Тель-Авиве, чуть позже – в Египте, ОАЭ, Саудовской Аравии и ряд других восточных стран. Разумеется, тут готовят еду в соответствии с традициями исламской культуры. Нет тут и извечных фигур Рональда Макдональда, потому что ислам запрещает изображения каких бы то ни было идолов.
Самый первый «кошерный» ресторан был открыт в Израиле в 1995 году: тут нет ничего молочного, а по субботам в ресторане выходной.
Кстати, вот вам немного креативной рекламы одного из самых известных продуктов «МакДоналдс» — БигМака.
Интересные факты
— Несмотря на несметное количество шуток про трудоустройство в «МакДональдс», по статистике, ресторан быстрого питания принимает только 6,2% из всех кандидатур.
— Парадоксально, но в самой Америке заведений, готовящих блюда китайской кухни, в три раза больше, чем ресторанов сети McDonald’s
— Но при этом самое больше расстояние, на котором вы можете оказаться от ресторана McDonald’s, находясь в Америке, не превышает 172 километра.
— Компания McDonald’s богаче Монголии
— А сотрудников у них больше, чем граждан в Люксембурге
— Каждые четыре часа где-то в мире открывается новый ресторан McDonald’s
— Салат «Цезарь» из рестрана «МакДоналдс», оказывается, калорийнее гамбургера, а ещё почти все продукты в ресторане содержат большое количество сахара.