«Бургер Кинг» — популярная в России и во всём мире сеть ресторанов быстрого питания, которая по своим размерам уступает разве что такому гиганту фаст-фуда, как «МакДоналдс». Сеть заведений «Бургер Книга» раскинулась на 56 стран мира, а в Америке ресторан Burger King есть в каждом штате.
Их гамбургеры имеют миллионы поклонников по всему свету, чего нельзя стазать практически ни об одной из сетей рестранов. Так с чего же начиналось такое грандиозное предприятие, выросшее в целую империю? Кто же настоящий Король Бургеров в этом фастфудном королевсктве?
Немного истории
Компания Burger King начала своё развитие в 1954 году предприимчивыми выпускниками Корнельского университета Джеймсом МакЛэмором и Дэвидом Эджертоном. В послевоенной Америке они взяли курс на гедонизм, пропагандируя жизнь в своё удовольствие. Главной целевой аудиторией бизнесменов стали семьи: после демографического бума клиентов обещало быть много. Как итог, «Бургер Кинг» позиционировал себя семейным рестораном. Его главным отличительным признаком от других фастфудов было наличие на столах приборов – этого требовала концепция. Однако приборы эти были сделаны из пластмассы, ужасно гнулись и были неудобны в использовании. Но факт есть факт – приборы были, и это предавало «Бургер Кингу» определённый статус.
Самый первый из ресторанов носил название Insta Burger King и был открыт в декабре 1954 года. На его открытие друзей МакЛэмора и Эджертона вдохновил небезызвестный «МакДоналдс»: именно посетив один из ресторанов этой сети в Сан-Бернардино, друзья изучили методику приготовления гамбургеров, а так же присмотрелись ко всему имеющемуся там оборудованию.
И уже в 1957 году Burger King отходит от классического меню, более или менее одинакового во всех заведениях фастфуда, и создаёт свой уникальны гамбургер под названием Воппер. По сути, он очень похож на «Биг-Мак» из «Макдоналдса», но имел ряд отличий в соусе. Бургер пользовался огромной популярностью: это было (и осталось!) очень калорийное, но невероятно аппетитное блюдо. А ещё Burger King сразу же установил фиксированные тарифы на свою еду, одинаковые по всей стране. Они не поднимались даже в период экономического кризиса, что поднимало доверие клиентов и помогало сохранить аудиторию за собой.
Обычный гамбургер в то время везде стоил около 18 центов, Воппер – порядка 38. Надо сказать, что в «МакДоньлдсе» тех годов поесть можно было несколько дешевле: обычный гамбургер там стоил на три цента меньше. Что ж, ничего не изменилось: и по сей день Burger King остаётся на несколько более высокой ценовой планке.
С 1958 года Burger King начинает широко рекламироваться на национальном телевидении. Самый первый ролик был выпущен на телеэкраны города Майами.
Вскоре создатели сети поняли, что у них есть все возможности для того, чтобы расширить свой бизнес. Для расширения они выбрали модель франчайзинга, которая в 60-ые годы была крайне популярна в Америке, особенно среди предприятий общественного питания. Именно так появилась Burger King Corporation, которая занималась тем, что продавала права на открытие ресторанов под брендом Burger King. К 1960 году МакЛэмор и Эджертон уже активно продают свои франшизы по всей стране: при этом, компания ориентируется на самых богатых инвесторов, которые способны обеспечить большие и выгодные пространства с хорошей проходимостью. Сеть быстро увеличивалась, и в 1967 году первые владельцы решили продать её. Сумма сделки составила 18 миллионов долларов. Купила Burger King компания-магнат Pillsbury, производящая муку, готовые полуфабрикты (пицца, тесто и так далее) и другие гастрономические изделия. К тому времени число ресторанов, разбросанных по всем США, приближалось к трём сотням.
Кризис
К концу 1960-ых годов имидж компании сильно пошатнулся: дело было в том, что в разных ресторанах компании был абсолютно разный уровень обслуживания и даже различия в меню. При этом в рекламе говорилось совершенно обратное, что и пошатнуло доверие потребителей. Причина всего этого крылась в том, что первоначальные владельцы франшизы не сильно заботились о том, чтобы инспектировать каждый из ресторанов бренда.
Из кризиса компанию вывел Дональд Смит, менеджер, раньше работавший с «МакДоналдс». Он занялся стандартизацией всех ресторанов сети.
Именно под управлением Дональда Смита Burger King вышли на международный рынок. За десять лет существования вне Америки они смогли открыть свои рестораны в 30 странах мира. Разумеется, это давалось с трудом, потому что фастфуд в мире, откровенно говоря, не жаловали.
Реформы во благо
С 1974 в ресторанах вводят новую, более быструю, систему обслуживания. В то же время изменения происходят и в самой компании: Смит переманивает всё больше людей из «МакДоналдс». Новые работники, имеющие опыт в самой динамично развивающейся сети фастфуда, быстро приводили дела Burger King в порядок. В этом же году Смит вводит обязательную ежегодную инспекцию каждого из ресторанов, а так же систему тайных проверок.
В 1980 году Дональд Смит снял с себя управленческие полномочия, чтобы помочь раскрутиться другой компании – Pizza Hut. В Burger King постоянно сменялись менеджеры, что негативно сказывалось на компании. Стратегические цели постоянно менялись, и работники чаще стали увольняться, устав от бесконечно изменяющихся требований.
За ЗОЖ!
Но к 1985 году ситуация стабилизировалась. Руководство компании занялось инновациями и решило частично пересмотреть меню ресторанов сети. В результате в Burger King появились блюда, которые можно отнести к здоровой пище – свежевыжатые соки, салаты и салат-бары. В это же время изменяется интерьер заведений: в нём появляется больше деревянных элементов и сокращается количество пластмассовых. В Лондоне открывается центр подготовки сотрудников для работы в «Бургер Кинге».
На волне всеобщей компьютеризации и «Бургер Кинг» переходит на новый уровень обслуживания: кассы становятся автоматизированными и понятными любому.
В 1989 году Pillsbury была куплена продовольственной компанией Grand Metropolitan. На этот раз счёт шёл на миллиарды: компания была продана за целыз 5,7 миллиардов долларов. К тому времени в арсенале Burger King было, ни много ни мало, 5,5 тысяч ресторанов в полусотне государств.
После приобретения компании Grand Metropolitan нанял талантливого менеджера Барри Гибонса, который раньше занимался раскрутной английских пабов. Под его руководством Burger King поглотили небольшую сеть фастфудов Wimpey, которая располагала двумя сотнями ресторанов.
В начале 1990-ых годов Burger King значительно укрепился за пределами США. К тому же, плодотворным оказалось сотрудничество с мультипликационной студией Disney, которая придумывала игрушки для детского меню ресторана. Но, увы, контракт продлился всего четыре года: Disney скоро разорвали отношения с «Бургер Кинг» и стали сотрудничать с «МакДоналдс», который был более ориентирован на детскую аудиторию.
В 2002 году «Бургер Кинг» был снова перекуплен группой инвесторов, которые, впрочем, мало что сделали для оптимизации бизнеса. Более того, в главном офисе возник конфликт со многими владельцами ресторанов-франшиз: самый любимый посетителями бургер приносил катастрофически мало чистой прибыли. В итоге держатели франшиз подари в суд на Burger King, требуя пересмотреть ценовую политику или убрать злополучный бургер из меню. В этот момент компания снова была перекуплена – на этот раз, инвестиционным фондом 3G Capital. Они примирились с держателями франшиз, повысив цену чизбургера раздора вдвое.
Выход из кризиса
К 2010 году «Бургер Кингу» принадлежало уже двенадцать тысяч заведений в 70 странах мира. За периодом спада последовал период подъема: чистая прибыль Burger King выросла почти на 35%. Это произошло из-за ряда нововведений в меню: рестораны снова начали ориентироваться на здоровое питание. Именно этот ветер перемен принёс в меню заведения новые салаты, куриные наггетсы, смузи и холодный фраппе. Среди новинок также был и оксюморонный «низкокалорийный картофель», который содержит на 40% меньше жира.
Burger King в разных странах
В России на 2016 год успешно функционирует порядка 343 ресторанов «Бургер Кинг». Большая часть из них находится в Москве и Московской области (184), меньше – в Санкт-Петербурге (около 40). На сегодняшний день у Burger King в РФ имеется две франшизы: сеть «Шоколадница» и ресторанная компания Ginza Project.
А сегодня «Бургер Кинг» широко рекламируется в РФ: вот, например, ролик с самой приставучей песенкой на свете.
Ежедневно через рестораны Burger King во всех странах мира проходит более 12 миллионов посетителей. Из 12 тысяч ресторанов самой компании принадлежит только 1300, а остальные работают в качестве франшиз.
В Израиле вся еда в ресторанах «Бургер Кинг» является кошерной, а в Австралии «Бургер Книг» имеет другое название: тут эти рестораны именуются «Ресторан голодного Джека». Иное наименование в этой стране было взято потому, что к 1996 году в Австралии уже существовал свой «Бургер Кинг», который отказывался провести ребрендинг. В результате было достигнуто соглашение, по которому все рестораны «Бургер Кинг» были названы франшизой и переименованы в «Ресторан голодного Джека» (бренд уже стал популярным и от него не пожелали отказываться).
В Японии в заведениях Burger King продаются бургеры красного и чёрного цветов. Более того, красные бургеры тут имеют два вкуса: говядина или курица. Впрочем, как и чёрные: они носят благородные названия «чёрного сёгуна с баклажаном» и «чёрного генерала с яйцом». Чтобы придать булочке соответствующий цвет, используется томатный порошок (для красных) или бамбук (для чёрных).