Уже не первую неделю мы рассказываем вам о том, с чего начинались и во что превратились самые известные сети фастфудов современности. Для жителей почти всех современных мегаполисов мира родной город немыслим без таких ресторанов быстрого питания, как «МакДональдс», «Бургер Кинг» и многие другие. Кто-то заходит сюда за кофе перед работой, а кто-то – завтракает, обедает и ужинает неправдоподобно вкусной и высококалорийной пищей. Одним из самых известных ресторанов быстрого питания в России является KFC, которые долгое время существовали под брендом «Ростик’с».
«Жареная курочка из Кентукки»
Буквы KFC, которыми принято называть этот фастфуд во всём мире, являются аббревиатурой от более длинного и громоздкого названия «Kentucky Fried Chicken», или «Жареная курочка из Кентукки». Собственно, KFC, как и большая часть других ресторанов быстрого питания, возник в США. Главной его «фишкой» являлось то, что больше всего позиций меню были изготовлены из курицы.
KFC по обороту средств уступает разве что нетленному «МакДональдсу», что делает эту сеть кафе одной из самых прибыльных во всём мире. Заведения KFC функционируют почти в 120 странах мира. Компания, которой принадлежит сеть (а так же сеть Pizza Hut и Taco Bell), называется Yum! Brands.
Низкий старт
Основателя KFC звали Гарлан Сандерс и он был находчивым предпринимателем, который во время Великой депрессии в Америке стал активно продавать блюда из мяса курицы.
Нужно сказать, что всё начиналось с заправки, которой он владел. Одна из самых больших сетей общественного питания в мире началась в маленькой комнатке в здании автомобильной заправки, где Сандрес предлагал своим клиентам-путешественникам отведать деревенской ветчины или стейка. Затем он купил ещё одну заправку, на которой организовал столовую большего размера, где стал продавать блюда из обжаренной курицы. Сначала на приготовление одного блюда уходило около 35 минут, но потом в продаже появились скороварки, для которых Сандерс разработал более быстрый рецепт.
Позже он сделал свою организацию франшизой (тогда это было очень модно) и стал продавать права на реализацию продукции под брендом «Kentucky Fried Chicken». За пределы штата Кентукки сеть кафе вышла в 1952 году.
Вскоре жареная курица стала ещё одним символом быстрого питания, конкурируя со знаменитым гамбургером. Гарлан Сандерс очень быстро стал богатым и важным бизнесменом: во многом его узнаваемости способствовало то, что его личный портрет стал эмблемой для сети кафе. Кстати говоря, его лицо по сей день используется компанией. Губернатор Кентукки даже присудил ему звание полковника штата – именно от этого и пошла рекламная компания, вращающаяся вокруг слова «Полковник» (блюда типа «Улов Полковника», логотип с соответствующим антуражем и так далее).
Бизнес развивался очень стремительно, и вскоре Сандерс перестал понимать, как следует управлять такой динамично разрастающейся корпорацией. Именно поэтому к 1964 году компания была продана группе инвесторов, среди которых главную роль играли Джон Браун и Джек Мэсси. Именно под их руководством компания вышла за пределы страны: к концу десятилетия кафе KFC появились в Великобритании и Мексике.
Один из следующих совладельцев компании, Пит Харман, придумал знаменитые картонные вёдра, в которых продаются крупные порции курочки.
К 1990-ым годам меню заведений KFC претерпело ряд существенных изменений, самым существенным из которых являлось введение в продажу бургеров с начинкой из курицы. К тому же, с того времени в каждом из ресторанов можно приобрести различные салаты, картофель-фри и напитки. В это же время было запущено несколько успешных блюд, среди которых – знаменитые «Острые крылышки», а так же «Попкорн из курицы» и острый бургер «Живчик».
А вот курица на вертеле, которую стали предлагать посетителям KFC в 1993 году, оказалась убыточным проектом – в основном, из-за неисправностей в оборудовании. Ещё одной провальной идеей было продавать курицу без кожи, которая позиционировалась, как более здоровая пища. Дело в том, что завсегдатаям заведения совершенно не понравилась новая текстура любимого блюда.
В 1991 году в Сингапуре впервые было запущено меню завтраков, которое включало в себя новые продукты: куриную ветчину, омлет, яичницу.
Самый большой успех в те года KFC имел в Азии: жители Японии, Сингапура, Южнаой Кореи, Индонезии и Малайзии с удовольствием питались в знаменитых фастфудах. Так как основная прибыль компании приходилась на Азиатский регион, началась децентрализация компании: распоряжениями, приходящими из головного офиса в американском Кентукки, нередко благополучно пренебрегали на местах.
Деятельность в разных странах
Сегодня в мире около 19 тысяч заведений KFC, большая часть которых расположена в Китае (около 4,5 тысяч). Чуть меньше кафе приходится на Америку. Самой компании KFC принадлежит около 10% заведений, а остальные находятся в собственности у держателей франшизы.
Помимо ресторанного формата существуют KFC, реализующие свою продукцию через окошко быстрой выдачи для автомобилистов, а так же в киосках (такое чаще всего встречается на автозаправках, стадионах, в парках аттракционов или вузах).
В Китае KFC – самая крупная сеть быстрого питания. Первое заведение было открыто в 1987 году около Пекина – и, кстати, это было первое западное кафе в КНР. В местных ресторанах меню имеет свои отличительные особенности: например, тут подают рисовую кашу или салат из грибов.
На своей родине, в США, кафе KFC всё больше ориентируются на работу «на вынос». При этом, в меню стабильно держится около 25 позиций, исключая сезонные предложения.
Часто тут кафе KFC открывают рядом с Pizza Hut или Taco Bell, тоже принадлежащих компании Yum!. Иногда можно встретить даже объединённое меню, из которого посетитель может выбрать позиции ассортимента любого из этих ресторанов.
Стоит отметить, что с 1980 годов KFC стали использовать вместо качественного масла более дешёвое пальмовое. Когда выяснилось, что это масло вредно для здоровья и может привести к заболеваниям сердца, KFC предпочли начать закупать соевое масло, не имеющее в составе транс-генных жиров.
Однако, несмотря на это, продажи KFC в США неизменно падают: их не спасают ни новинки, ни улучшения качества блюд. Аналитики считают, что компания будет иметь успех в развивающихся странах, при этом всё больше утрачивая влияние в родной стране.
В Японии тоже безмерно любят KFC: тут находится около 1200 заведений сети. Тут так же чаще всего берут еду «на вынос»: не только для дома, но и для больших мероприятий. Тут львиной долей KFC владеет компания Mitsubishi, которая предпочитает располагать кафе в больших городах, а не в пригородах.
В Англии заведений KFC всего-навсего порядка 800, но и это не мешает им оставаться довольно популярными на британском рынке. Жители этой страны каждый год съедают около 60 000 тонн куриного мяса, приготовленного в KFC.
Интересно то, что KFC стали самой первой американской сетью быстрого питания в этой консервативной европейской стране. Даже «МакДональдс» не смогли их опередить.
KFC часто делает специализированные продукты для разных стран. Так, в Англии и Америке посетители кафе могут полакомиться курицей на гриле, в мусульманских странах говорят халяльную курицу. Азиаты, обожающие острую пищу, часто покупают острый бургер «Зингер» и блюда из риса – в частности, это может быть темпура. Кое-где в США можно найти зажаренный куриный ливер и картофельные дольки вместо картошки фри.
В государствах Карибского бассейна в KFC предлагаются обжаренные в панировке морепродукты, «Улов Полковника». В Канаде на выбор предоставляется ряд гарниров, среди которых кукуруза, картошка фри, пюре, хлеб или печенье. Также тут делают такие салаты, как «Цезарь», бобовый и садовый. Кое-где готовят луковые колечки.
В России
В РФ KFC появился в 1993 году. Тут корпорация вела сотрудничество с компанией «Росинтер», из-за чего KFC долгое время существовали под брендом «Ростик’c». Первое кафе было открыто в ГУМе. В 1998 году KFC ушла с рынка РФ в связи с финансовыми трудностями – ушла, чтобы вскоре вернуться. Возвращение это произошло в 2000 году: тогда открылся новый «Ростик’с» на Арбате.
В 2011 году KFC удалось выкупить права на часть сети, принадлежащую «Росинтеру».
А сегодня KFC идёт в массы, используя в рекламе артистов с телевидения и из разнообразных сериалов.
Интересные факты
- В 2006 году несколько друзей отправились в пустыню Неваду и построили там огромный логотип KFC, который был виден даже из космоса. Площадь изображения составляла 25 километров в квадрате.
- Знаменитый слоган KFC «пальчики оближешь!» однажды перевели на китайский, как «съешь свои пальцы».
- Один из центральный персонажей известного мульт-сериала «Южный парк», Эрик Картман, является ярым поклонником KFC.
- KFC неоднократно попадал под суд. Но одно из самых ярких дел с участием корпорации связано с сиднейской девочкой, которая заразилась сальмонеллой в результате поедания «Твистера» в одном из кафе сети. Сумма иска составляла 8,3 миллиона долларов США и была выплачена.