Джон Смит Пембертон – именно так звали человека, придумавшего Кока-колу. Это он подарил нам возможность распивать этот напиток из огромных пластиковых бутылок с красной этикеткой за новогодним столом под звуки песни «Праздник к нам приходит», наслаждаться коктейлем «виски-кола», бросать в колу ментос и так далее. Словом, Кока-кола, культовый напиток, возведённый американцами чуть ли не в ранг национального достояния, прижилась и в России. Сегодня едва ли можно представить без неё полки наших магазин или меню фаст-фудов (да и не фаст-фудов тоже). Так давайте же посмотрим, как родился бренд, который считается самым дорогим в мире.
Как всё начиналось
Коричневый напиток был придуман за четырнадцать лет до конца 19 века в Атланте. Считается, что его рецепт изобрёл фармацевт Пембертон, но, конечно же, есть версия о том, что рецепт был им украден. В любом случае, давайте оставим эту историю на совести Джона. История гласит, что в результате экспериментов он получил сладкий и вязкий сироп, из которого, при добавлении воды, и получалась Кока-кола.
Оригинальный рецепт напитка включает в себя листья коки и орехи тропического дерева колы. Кстати говоря, листья коки прославились как источник ещё одного поистине эпохального вещества: кокаина. Таким образом, в составе Кока-колы находился наркотик, ещё не бывший тогда вне закона, вплоть до 1904 года. В бутылке содержалось 60 мг. Название для напитка придумал бухгалтер Пембертона, Френк Робертсон, который ещё и логотип нарисовал, потому что отлично владел искусством каллиграфии.
Пембертон заявил, что его напиток – лекарство от нервного перенапряжения. Ещё к лечебным свойствам напитка он относил избавление от импотенции и зависимости от морфия. Скоро Кока-кола начала продаваться через автомат в крупнейшей аптеке Атланты. Цена за стакан составляла примерно пять центов. И сначала продажи не пошли – напиток покупали мало и неохотно (не больше 10 человек в день), а в конце первого года продаж выручка составляла всего-навсего пятьдесят долларов (тогда как на производство было затрачено семьдесят). Но со временем напиток все-таки завоевал определённую популярность и даже приобрёл одну из самых основных своих характеристик – он стал газированным. По легенде, некий мучимый похмельем южанин заглянул в аптеку и заказал себе стакан сиропа. Продавцу было лень идти через весь зал к водопроводу, и он предложил разбавить сироп шипучей содовой; южанин согласился. Выпив напиток, клиент остался в таком восторге, что скоро все аптеки стали продавать сироп Кока-колы только в сочетании с газировкой.
В это время Пембертон продаёт права на производство Кока-колы своему знакомому бизнесмену всего за два тысячи долларов. Чуть позже Пембертон умирает в нищете, а бизнесмен, Аса Кендлер, основывает компанию The Coca-Cola Company, существующую и поныне.
Кендлер считал Кока-колу идеальным безалкогольным напитком и панацеей от всех болезней. Совсем скоро он перешёл на рецептуру, претерпевшую некоторые качественные изменения: теперь из листьев коки, использовавшихся для производства, был уже экстрагирован кокаин.
Восемь долгих лет производители Кока-колы продавали напиток на разлив: вручную смешивали в стаканах сироп и содовую. Но в штате Миссисипи пошли дальше и придумали продавать бутылки с напитком. Тары были похожи на пузырьки для лекарств и назывались по имени своего разработчика: бутылки Хатчинсона.
История легендарной бутылки
В конце столетия Кока-кола начала выпускаться в бутылках коричневого стекла с вытянутым горлышком. Впрочем, они всё ещё мало напоминали сегодняшние.
А в 1915 году бутылка Кока-колы приобретает оригинальность и фирменный лоск: словом, становится очень похожей на нынешнюю.
«Бутылка, которую можно было бы отличить даже в темноте, и такой формы, чтобы даже по её осколкам можно было бы сразу сказать, что это такое» — это то, что хотели и получили производители напитков от дизайнера Эрла Дина. Необходимость создания такой бутылки была обусловлена растущим количеством подделок, которые выпускали подпольные организации по всей Америке.
Считается, что Дин подглядел идею будущей бутылки в энциклопедии, перепутав название растений. Так, дизайнер вдохновлялся вовсе не формой листьев коки (coca), а видом плода какао (cocoa). Первоначальные эскизы содержали ещё и продольные бороздки по всей длине бутылки, но они не прижились, тогда как форма осталась неизменной.
Есть ещё одна версия, согласно которой дизайн бутылки был обусловлен модой тех годов на расклешённые платья, перехваченные ремешком в районе талии. И бутылку называют «бутылка с талией».
Как бы то ни было, после утверждения макета Эрлу Дину предложили два варианта оплаты: либо выплату 500 долларов, что по тем временам было немалой суммой, либо гарантированное пожизненное место работы в Root Glass Company, которая занималась разработкой бутылки. Дин выбрал второе.
Интересно, что Эрл Дин сохранил первый образец бутылки, и не так давно он был продан его потомками за 240 тысяч долларов.
Неудивительно, ведь эта бутылка считается эталоном удачного коммерческого дизайна:
«Бутылка Coca-Cola — самый яркий шедевр эпохи промышленной упаковки» — Раймонд Лоуи, промышленный дизайнер, автор множества логотипов
В 1902 году Кока-кола становится самым популярным напитком в Соединённых штатах. Её феномен находит отражение и в литературе: знаменитый Герберт Уэллс пишет роман «Тоно-Бэнге», в котором высмеивает феномен распространения Кока-колы. В книге речь идёт о студенте, который помогает с продвижением напитка, позиционирующегося, как лекарство от всех болезней, а на деле оказывающимся опасным для здоровья стимулятором.
В середине 90-х годов на том самом месте, где располагался офис Root Glass Company, была установлена табличка, возвещающая каждого проходящего о том, что именно на этом самом месте Эрл Дин, Чапмен Рут, Клайд Эдвардс и Александр Самуэльсон создали легендарную бутылку Кока-колы.
Но и сегодня автора бутылки не оставляют в покое: его второй сын, Норман Дин, в 2010 году выпустил книгу, посвященную его отцу и созданию этой бутылки. Книга называется «The Man Behind The Bottle», и на русский её пока не перевели.
С 1915 года, когда бутылка Кока-колы была запатентовано, продано свыше 300 миллиардов бутылок.
В 1916 году было удовлетворено более 150 исков The Coca-Cola Company против имитаторов их продукции, таких как Candy Cola, Cold Cola и прочих с подобными названиями.
Популярность бренда
Но вот незадача: спустя тридцать четыре года всего лишь около 1% американцев могли узнать Кока-колу по её бутылке. Но через год ситуация изменилась: журнал Time опубликовал на обложке вместо портрета президента компании Coca-cola весёлый рисунок, на котором планета Земля с удовольствием пьёт Кока-колу из фирменной бутылки. Так как журнал был и остаётся невероятно популярен, бутылку сразу начали узнавать, и через некоторое время она стала одним из символов Америки. Сегодня 94% всех жителей планеты так или иначе слышали о Кока-коле, и примерно 90% могут узнать её бутылку. Каждую секунду в мире выпивают восемь тысяч стаканов Кока-колы.
Перед Второй мировой войной кока-кола продавалась уже в 44 странах. С началом военных действий куда бы не отправлялись солдаты армии США, Кока-кола стоила для них 5 центов. Более 5 миллионов бутылок напитка было поставлено на фронт.
В 1960 году компания стала производить Кока-колу в жестяных банках. Это было сделано для удобства армии. А в 1970-х годах было налажено производство пластиковых двухлитровых бутылок.
Coca-Cola в России
The Coca-Cola Company дольше всех в мире спонсирует Олимпийские игры (с 1928 года). В 1980 году Кока-кола стала официальным напитком Олимпийских игр в Москве. Так для компании открылся новый прибыльный рынок – советский. С 1988 году напиток производили на Москворецком пивоваренном заводе. Кстати говоря, Coca-Cola Company была первой иностранной компанией, которая разместила свой рекламный баннер на Пушкинской площади в Москве.
Ещё один интересный факт из жизни Кока-колы в России: по личной просьбе маршала Георгия Константиновича Жукова была разработана и выпущена партия бесцветной кока-колы. Всё дело в том, что распитие оригинального напитка в общественных местах в СССР могло восприниматься, как поклонение американцам. 50 ящиков напитка выпустили специально для маршала в прозрачных бутылках с красной звездой на крышке.
Давление конкурентов со всего мира усиливалось, и скоро Coca-Cola начали выпускать кока-колу без кофеина и без сахара. Считается, что в одной банке диетической Кока-колы содержится только одна калория.
Больше всего Кока-колы в среднем выпивают в Исландии и Мексике. Почему именно в этих двух странах, не знает никто.
Сегодня The Coca-Cola Company производит около 200 видов напитков, среди которых всеми любимые Фанта и Спрайт. Кстати говоря, в мире существует целых 90 сортов Фанты с различными вкусами. Большинство из них – региональные. Так, существует Фанта со вкусом ананаса, абрикоса, банана, напитка «Буратино» (за ней придётся ехать в Узбекистан или Казахстан), киви, груши, лайма и лимона, маракуйи, мандарина, молока (за таким очень оригинальным продуктом придётся отправиться в Японию), яблока и прочего.
Coca-Cola вдохновляет
Бутылка Кока-колы была и остаётся источником вдохновения для многих деятелей искусства. Так, пожалуй, самым знаменитым её воспевателем можно назвать создателя поп-арта, Энди Уорхола, который в 60-ых годах создал немало полотен с этой бутылкой.
«Главный эффект Coca-Cola заключается в ее демократичности. Президент пьет точно такую же Coca-Cola, как и ты. Нельзя за большие деньги купить лучшую Coca-Cola. Она всегда и для всех одинаково хороша. И для тебя, и для президента» — говорил Энди Уорхол.
К тому же, малоизвестным является факт о том, что даже сам Сальвадор Дали применил образ бутылки Кока-колы в своей картине «Поэзия Америки».
Да и внутри компании продолжают креативить. Так, несколько лет назад на пляжах Колумбии в рамках рекламной акции можно было приобрести Кока-колу в бутылках изо льда. А совсем недавно стартовала маркетинговая кампания «Kissed By», в рамках которой демонстрируются фотографии знаменитостей (Мэрилин Монро, Элвис Пресли), заснятых с бутылкой Кока-колы.