Зависеть от…
Зависимость (аддикция) – понятие многогранное, и порой наличие ее определяет несметное количество сторон как профессиональной, бытовой, так и личной жизни человека. То, что зависимости бывают не только математическими, стало очевидно при появлении первых официально признанных и широко известных «провокаторов» химичеcкой зависимости человека – алкоголя и табака (про институты церкви я умолчу). Годы шли, научно-технический прогресс летел с годами в ногу, к ряду химических аддикций добавились зависимости поведенческие, обусловленные исключительно качеством жизни (игромания, интернет-зависимость, шопоголизм).
Также зависимость может сформироваться у человека и от человека, напоминая религиозный экстаз, вызывая и затягивая обоих в созависимые отношения, внутри которых нет развития, а путь из них, если и существует, то лежит либо через кабинет психотерапевта, либо через боль, депрессию и синдром отмены.
Не будем все же пренебрегать математикой и попробуем представить, что ось ординат – один человек, абсцисс — другой, а система координат представляет собой нездоровое поле, в котором пролегают две болезненные оси, выходя из общей точки, сложно им взаимодействовать, а уйти друг о друга возможным вовсе не представляется. Между ними должна была бы проходить прямая по законам планиметрии, но по законам жизненной практики проходит кривая, ломаная, «больная» линия. Так и будет система координат нагнетаться и реветь, пока не придет кто-нибудь, не порвет тетрадный листочек, и новая система, возможно, построится уже в другом месте, с другими параметрами и именами.
От человека или от вина?
Созависимость не включена в классификацию психических заболеваний, ее биохимию трудно проследить, в отличие от тех же наркотических препаратов основное физиологическое воздействие которых заключается в высвобождении и/или блокировке обратного захвата дофамина в головном мозге. Но по разрушающей силе воздействия на личность созависимых эта «патология любви» может легко побороться с наркоманией. Даже комично, что жертвенную, испепеляющую любовь сравнивают с действием психотропных веществ в произведениях, принадлежащих ко многим художественным жанрам. Даже в очень плохом кино («Ты – мой личный сорт героина» — фраза от которой подступает к горлу, но для созависимых она обиходная). Еще несколько лет назад психологи считали, что созависимость, в большинстве случаев, возникает под действием негативной социальной обстановки вокруг страдающего(их). Думаю, согласитесь со мной, что искреннее удивление вызывают истории про «выносливость» и «самопожертвование» женщин, не бросающих своих пьющих и бьющих мужей. «Он пропадет без меня! Просто не выживет», — преувеличивая свою значимость, сравнивая себя чуть ли не с воздухом, они становятся зависимыми от чужих поступков, и чужих зависимостей (простите за тавтологию), по доброй воле загоняя себя в эту ловушку все дальше и дальше.
Аддикция не меньшей силы рождается и в других случаях, не обязательно страдать алкоголизмом и наркоманией, шопоголизма достаточно. Человек, склонный к любым разновидностям зависимостей (от интернет-зависимости до клептомании) оказывается под номером один в группе риска приобретений созависимых отношений. И если в пару выберет себе он такого же «искателя острых ощущений», это будет гремучая смесь. В данном случае закон «подобное притягивает подобное» работает в полную силу. При соблюдении упомянутого условия возникают отношения, основным девизом которых становится – «я жить без тебя не могу». И, действительно, не могут — межличностные границы стираются, взгляд всегда направлен в одну сторону, собственные желания и потребности игнорируются, огромный собственный мир конкретного человека уродливо интегрируется в мир другого, давя, притесняя и вытаптывая многое на своем пути. Да и куда же деваться, если вы попали в такое нездоровое поле?
«Созависимый человек, позволив поведению другого человека влиять на него, становится полностью поглощён тем, чтобы контролировать действия этого другого человека, и таким образом регулировать собственное состояние.»
Для состояния созависимости типично:
— заблуждение, отрицание, самообман;
— компульсивные действия;
— низкая самооценка, ненависть к себе, чувство вины;
— подавляемый гнев, неконтролируемая агрессия;
— давление и контроль за другим человеком, навязчивая помощь;
— сосредоточенность на других, игнорирование своих потребностей, психосоматические заболевания;
— проблемы общения, проблемы в интимной жизни, замкнутость, депрессивное поведение, суицидальные мысли.
На примерах пар, известных своим инфантилизмом, точнее на примере их отношений, попробую продемонстрировать, что лично я вкладываю в понятие «созависимые отношения», когда пишу эти строки. Все описанное ниже абсолютно субъективно (друзья, я не могу объективно судить даже о собственных отношениях), зато наглядно и, надеюсь, поучительно.
Сид Вишес и Нэнси Спанджен
Ты была моей девочкой / И я разделял с тобой все твои страхи / Такое счастье было обнимать тебя / И поцелуями собирать слёзы /Но вот тебя нет, осталась только боль / И ничего не поправишь / Я не хочу продолжать жить, /Если мне больше нельзя жить ради тебя, /Моей прекрасной девочки… Наша любовь не умрёт
Сид
Сид Вишес родился в семье охранника Букингемского дворца и хиппи-наркоманки. Мать 15-летнего Сида делила с ним даже шприц от героина. Примерно в этом же возрасте Вишес бросает школу. Не проявляя ранее интереса ни к чему, кроме наркотиков, в 17 лет он поступает в художественный колледж, где начинает изучать фотографию. Рассорившись с матерью в очередной раз, Сид стал бездомным, благодаря чему впервые и вошёл в панк-культуру.
Карьера Сида Вишеса взлетела стремительно после его прихода в качестве бас-гитариста в группу Sex-Pistols. Для группы в творческом плане толком он не сделал ничего, зато его имидж «идеального панка» приковывал внимание к начинающему коллективу.
В целом, парню повезло, наслаждаться бы ему славой и жить долго и счастливо (между прочим фронтмен группы, Джон Лайдон, в этом году отметил 60-летний юбилей), но тут он встретил Нэнси (наркоманку-группи, надеющуюся переспать со всем составом группы) и все пошло не так.
Нэнси
Нэнси родилась в обычной (в самом хорошем смысле это слова) семье, в Нью-Йорке.
С детства девочка проявляла агрессию к сверстникам, братьям и сестрам, однажды напала на мать с молотком во время ссоры. Рано повзрослев, любимым времяпрепровождением она считала рок-концерты, чтение и секс. Пристрастившись к наркотикам в подростковом возрасте Нэнси покидает Нью-Йорк и едет в Лондон покорять коллектив Sex-Pistols.
Они встречаются в Лондоне. Наркотики и секс их непреодолимо сближают на зло большинству друзей Вишеса, которые с крайней неприязнью относились к Нэнси. Участники группы чувствуют обузу в вечно волочившейся за ними обдолбанной и крайне неприветливой фанатке. Тем временем Сид не может представить и дня без нее.
Смерть обоих
Вишес чуть не погибает от передозировки, уходит из группы, Нэнси становится его менеджером, и ей действительно удалось организовать несколько концертов. Но после того как на последнем концерте Вишес, закатив себе укол, потерял сознание на сцене, музыканты отказались с ним выступать.
Под конец второго года знакомства Сид и Нэнси были законченными наркоманами.В октябре 1978 года Сид сообщает полиции, что Нэнси мертва. Закинувшись вместе накануне, он не помнит, что случилось. Нэнси в ванной комнате, в Нэнси нож.
Сида объявили подозреваемым в убийстве и взяли под стражу. Звукозаписывающая компания собрала деньги на команду адвокатов и его выпустили под залог. Сразу после освобождения – неудачная попытка суицида. Его хватило не на долго, спустя полгода — передозировка героином. Сид тоже мертв.
Была любовь? Обоюдное стремление быть вместе, поощряя старые зависимости и провоцируя появление новых, будто изначально было нацелено на групповое самоубийство. Два запутавшихся ребенка с больной страстью к друг к другу (и к героину), прожили вместе почти два года, и с каждым прожитым совместным днем все больше притягивали неизбежную смерть.
Прекрасный фильм «Сид и Нэнси» с Гэри Олдменом в роли Вишеса рассказывает (не без юмора) эту трагическую историю.
Документальных фильмов, посвященных обдолбанной парочке, тоже не мало.
Уитни Хьюстон и Бобби Браун
В конце 80-х Хьюстон познакомилась с певцом из R&B-группы New Edition Бобби Брауном. У Брауна всегда были проблемы с законом. Наркотики, вождение в нетрезвом виде, драки и даже сексуальные домогательства – все это продолжилось и после их брака в 1992 г. Хьюстон с ее относительно образцовой биографией не особо вписывалась в мир кутежа и разгула Брауна.
В 2000-х годах проблем стало только больше. Теперь все уже говорили и о наркозависимости Уитни. Хьюстон, до селе незамеченная в связях с запрещенными препаратами, на фотографиях того периода выглядит как сильно загорелый Сид Вишес в «лучшие» дни. В 2003 году после сообщения о том, что Браун ударил Хьюстон во время их перебранки, был арестован и осужден.
После долгой истории со скандалами, супружеской неверностью, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, арестами и семейными проблемами, Хьюстон подала бумаги на развод осенью 2006 года.
Их развели, Хьюстон наконец исчезла с первых полос желтой прессы. Но в криминальные сводки она все-таки снова вскоре попала.
За день до начала церемонии Грэмми в 2012 г., Уитни находят мертвой в гостиничном номере. Позже были обнародованы результаты полицейского расследования, которые показали, что причинами смерти певицы стали утопление, атеросклеротическая болезнь сердца и употребление кокаина.
С Бобби Брауном все в порядке и по сей день. Два взрослых, успешных человека, имеющие общих детей будто бы терпели друг друга и, возможно, в моменты наибольших падений, все-таки были счастливы (иначе смысла нет даже в созаивисмости). Уходя на дно, Бобби Браун тащил с собой и Уитни Хьюстон, только он смог выплыть, а она утонула.
Рембо и Верлен
Был штормом освящен мой водный первопуток.
Средь волн, без устали влачащих жертв своих,
протанцевал и я, как пробка, десять суток,
не помня глупых глаз огней береговых.
Артюр Рембо и Поль Верлен — два гения, два голоса поколения, бунтаря и провокатора. Не удивительно, что их сразу притянуло друг к другу.
Рембо было 17 лет, когда впервые, в Париже, он увидел Верлена. Они моментально становятся близкими друзьями с последующим переходом в более тесное «дружеское» русло.
Рембо поселяется в доме у Верлена, присутствие беременной жены Верлена (сверстницы Рембо) не смущает мужчин и прилюдное проявление нежных чувств становится обычной практикой. Матильда (жена) выгоняет Рэмбо не из-за невинных заигрываний мужа, виной скорее стала нечистоплотность и грубость молодого поэта.
В семье Верлена начинаются непрекращающиеся ссоры, доходящие до драк. Рэмбо пытается всеми путями вытащить своего «друга» из мещанской обстановки.
Встречаясь, мужчины страстно ссорятся, мирятся, пьянствуют и проводят ночи. Алкоголизм и любовь к талантливой поэзии скрепляет их крепче брачных уз.
Верлен бросает семью, уезжает с Рембо в Лондон. Деньги вскоре заканчиваются (Верлена по большей части спонсировала семья его жены), но на вино всегда находятся. После очередного пьяного скандала, Верлен простреливает своему любовнику руку, его заключают под стражу и приговаривают к двум годам тюрьмы.
Рембо уезжает странствовать по свету, забросив поэзию. Верлен пытается безуспешно вернуть жену.
Если бы не заключение Поля Верлена и вынужденное расставание, думаю, этот «роман» закончился бы куда печальнее.
Фильм «Полное затмение» обязателен к просмотру вне зависимости от Вашего отношения к поэзии и гомосексуализму.
Зависимому крайне сложно адекватно оценивать свое состояние, еще сложнее признаться себе в наличии нездоровых чувств. Любовь по своей природе — чувство продуктивное , которое поддерживает пропорция между собственным счастьем и счастьем партнера (опять математика), доверие, уважение и искреннее желание сделать жизнь любимого человека хоть чуточку лучше.
К тому, что я уже писала про взаимное притяжение подобных вещей, хочется добавить одну, на мой взгляд, истину — любить себя необходимо не меньше, чем другого человека. И оставаясь достойными людьми, давайте притягивать только хорошее.