Как же обидно становиться козлом отпущения, ей-богу. Да, иногда законы справедливости перестают работать совсем, и на невиновного сваливают целый ворох вины.
А вот вы знали, что значение этого выражения напрямую связано с одним еврейским обычаем? Мы об этом не знали, но теперь знаем и хотим поделиться этим и с вами.
Описание этого обычая можно найти в Ветхом Завете. В Йом-Киппур, иудейский праздник, который знаменовал собой, что завершились Десять дней покаяния и пришла пора отпущения грехов, совершалось особое действо. В этот день было принято приносить в жертву животных. Быка и козла убивали, закалывали, если быть точными, дабы смыть свои грехи, а затем туши сжигали во славу Бога. Третье животное, еще одного козла, ждала иная участь. Первосвященник символически переносил все грехи народа на голову несчастного животного. После совершения этого обряда козла отпускали в пустыню, и там уж ему как повезет. Благодаря этому обычаю, появилось выражение «козел отпущения», которое нынче обозначает вовсе не животное специального назначения, а человека, на которого решили переложить чужие грехи и поступки, сделать, одним словом, из него без вины виноватого.
Горящий в огне козел стал символом совокупности грехов народа. Иногда этот обряд именуют «Азазелем» в связи с тем, что, по древним верованиям, в пустыне обитал демон Азазель, один из первых павших ангелов, к которому и отсылали невинно-греховное животное.
Существует теория о том, что образ дьявола в виде существа с человеческим телом, козлиными копытами и головой козла, окруженной пламенем, пришел именно из представлений об этом обычае. Образ этот очень распространен и вызывает ассоциации не столько с Азазелем, сколько с самим Сатаной.
Читайте также: Смотреть как баран на новые ворота