Когда нам грустно, мы можем повесить голову. Когда нам грустно, мы можем повесить нос. Если задуматься над этими выражениями и представить их себе наглядно, то картина может нарисоваться достаточно устрашающая. Связано ли это с физическим отделением головы или носа от тела?
Как и в ситуации с выражением «Заруби себе на носу», объяснение очень доброе и невинное.
На самом деле, мы привыкли использовать фразеологизм «Повесить нос» в неполном, усеченном виде. В необрезанной, так сказать, «режиссерской версии», он звучит, как «Повесить нос на квинту». Для того чтобы понять смысл происхождения этого выражения, нам понадобятся скрипка и скрипач. На скрипке располагается эта самая квинта, то есть, первая и самая высокая струна этого музыкального инструмента. Когда скрипач играет на скрипке, то его голова опускается вниз так, что нос его почти что касается квинты. Механизм понятен. Но почему подобная постановка головы стала вызывать ассоциации с грустью и печалью? Вот вы часто видели, чтобы скрипач улыбался во время игры? Чаще всего, он сосредоточен и собран, и лицо его опущено вниз, создавая видимость угрюмости. Вот люди это подметили и придумали под впечатлением от этой картины такое вот витиеватое выражение, которым стали описывать то человеческое состояние, когда несчастного одолевает кручина и тоска. Между прочим, развернутый пример этого фразеологизма можно встретить в классической литературе, например у Тургенева в «Холостяке». А вот сокращенному и, соответственно, более удобному использованию пословицы мы обязаны Крылову, Пушкину и Рылееву.
Не вешайте носы, дамы и господа, если не играете на скрипке, — это вредно для здоровья.