Какой школьник не знает этой картины? Почти каждый бывший (и нынешний) ученик хоть раз в жизни получал плохие отметки, и дома у него наверняка разыгрывалось представление, один в один повторяющее сюжет известного произведения. С укором смотрит мать, злорадствует старшая сестра, а если не повезет, то где-нибудь в недрах квартиры еще и отец звенит ремнем. И только верный мохнатый друг рад видеть несмотря ни на что – ему вообще наплевать, учишься ты или нет.
Что же мы знаем об авторе, подарившем нам эту работу? «Опять двойка» принадлежит кисти Федора Павловича Решетникова, советского художника. Решетников является одним из главных представителей социалистического реализма.
У Федора Решетникова, по современным меркам, было очень тяжелое детство. Будущий художник родился в деревне, его родители умерли, когда мальчику едва исполнилось три года. Так маленький Федя оказался на попечении у своего старшего брата. Именно он познакомил юного Решетникова с чудесным миром искусства – молодой человек занимался тем, что расписывал церкви. Федя старался помогать брату – мыл кисточки, смешивал краски.
Наступила гражданская война, и юный подмастерье, чтобы не быть обузой семье брата, решил уйти из дома. Ребенок брался за любую подработку: обучился малярному делу, был и штукатуром, плотником.
После окончания войны Решетников решительно отправился в Москву и вскоре поступил там в Художественный институт. Наконец-то у него появилась возможность заниматься любимым делом!
Практически все темы для своих произведений художник брал в повседневной жизни. Однажды, во время войны (1941-1945), Решетников ненадолго приехал в Москву из Севастополя, где работал военным корреспондентом. Увидев в одном из дворов играющих ребятишек, художник остановился понаблюдать за их игрой. Дети играли в войну. Естественно, никто не хотел быть «фрицем». Только совсем маленькие ребята соглашались на эту роль, еще не вполне понимая правила игры, и кто вообще такие эти фрицы. «Наши», конечно же, всегда побеждали. Увлекшись игрой, они порой сильно поколачивали «врагов». На самом деле, ребята грезили о том же, о чем мечтали все вокруг: о победе.
Художника очень заинтересовал этот сюжет игры, и он быстренько сделал набросок. Так, в 44 году на выставке «Героический фронт и тыл» был показан результат его работы – полотно «Достали «языка»».
На многих картинах Решетникова присутствуют дети, животные. Возможно, именно поэтому они производят такое трогательное впечатление. Но, вместе с тем, многие работы полны серьезного смысла.
Например, картина «Прибыл на каникулы!» на первый взгляд полна светлыми и радостными ощущениями – юный кадет будто «рапортует» деду: «Кадет N на каникулы домой прибыл!» Но угадываются в этом произведении и грустные ноты: в кадетское училище принимали ребят, чьи родители погибли на фронте.
У, пожалуй, самой известной картины Решетникова «Опять двойка!» и вовсе удивительная история создания. Изначально художник совсем не планировал рисовать двоечника. В воображении художника были наброски произведения, где отличник приходит домой и радостно докладывает матери об еще одной пятерке. Чтобы точнее передать образ школьника, Федор Решетников даже напросился в одну из школ. Учителя посадили его в конце класса, чтобы художнику было удобнее наблюдать. Ребята заерзали на своих стульях – им думалось, что пришла проверка. Преподаватель специально вызвал одного из отличников и дал ему простенькую задачку. Но мальчик лишь испуганно посмотрел на педагога, потом опустил голову и начал крутить в руках мел. Именно в тот момент в голове у художника родился такой замысел картины «Опять двойка», каким мы его можем увидеть сегодня.
Решетников очень тщательно прорабатывал каждую деталь картины. Изначально он видел местом действия классную комнату. Ученик должен был бы стоять у доски, а рядом с грозным, но справедливым видом находился бы учитель. Или учительница. В этом вопросе художник тоже не сразу определился. Сначала он нарисовал мужчину, но затем решив, что сейчас в школе чаще работают женщины, переделал набросок.
И все же, картине чего-то не хватало. А что, если перенести место действия домой, а вместо учительницы и класса нарисовать маму, брата, сестричку? Ведь двойка- это серьезно, касается всех. Подумав, художник переделал и обстановку.
Решетников старался найти натурщиков, максимально напоминавших ему ребят из класса. Так, двоечника он срисовал со своего мальчишки-соседа, вратаря дворовой футбольной команды.
А уж пес так и вовсе оказался самым капризным натурщиком. Отобрав понравившуюся собаку, художник начал делать эскизы. Друг человека, естественно, не желал неподвижно находиться длительное время в одной позе и постоянно вертелся. Тогда Федор попросил хозяина подержать у носа собачки небольшой кусок колбасы. Натурщик тут же сделался самым сговорчивым существом в мире. Слопав целый батон колбасы, пес довольно развалился у ног хозяина. Решетников, засмеявшись, махнул рукой: эскиз давно уже был готов.
Решетников всегда старался придать максимальную реалистичность своим картинам. Прототипами его персонажей становились обычные мальчишки, в чем-то непоседы, со своими радостями и горестями, которые впоследствии вырастали в настоящих мужчин.