Последним большим проектом Щусева стала станция «Комсомольская-кольцевая» московского метро. Подумать только — в 1911 году Алексей Викторович пришел на Каланчевку, чтобы своими глазами увидеть то место, где предстоит ему построить самый большой вокзал Европы. И вот через тридцать пять лет зодчий вновь на площади трех вокзалов — он будет проектировать здесь свою станцию метрополитена.
Вместе со Щусевым над станцией работал известный инженер-метростроитель А.И. Семенов, который вспоминал:
«Сооружение кольцевой линии началось во время войны. “Комсомольская-кольцевая” была экспериментальной станцией, в конструировании и строительстве которой применялся целый ряд технических новшеств. Расположенная в одном из самых больших пассажирообразующих центров, она должна была быть, по нашему с архитектором замыслу, вместительной и торжественной. Я отталкивался от конструкции “Маяковской”. Но там, по причине сложности инженерных условий, в среднем своде сделаны арки. Играя важную функциональную роль, они занижают пространство платформенного зала. Я задался целью сделать свод без арок, чтобы создать ощущение пространственной свободы. Уравнял распоры боковых и среднего нефов — и потребность в арках отпала. А.В. Щусев был очень доволен тем, что конструкция оказалась “раскрытой”.
Эта конструкция не имеет ничего лишнего, она “притерта” к выработке и занимает минимум пространства. В том числе и колонны. Я рассчитал их тонкими. Но Щусев не соглашался. “Мое архитектурное чувство,— говорил он,— подсказывает, что колонны должны быть толще. Я еще не привык к тому, что тонкие конструкции могут держать большую нагрузку”. Он предлагал толщину колонн чуть ли не в полтора метра. Я возражал: “Алексей Викторович, мы не для того боролись за пространство, чтобы загромоздить его массивными опорами!” Сошлись мы на 0,8 метра толщины.
Сознаюсь, я чувствовал свою власть над архитектором. Щусев, насколько я знаю, всегда был внимателен к советам строителей. Рассказывал, например, как при строительстве Казанского вокзала простой каменщик подсказал ему форму обрамления окон в виде “веревочки”. Со мной Алексей Викторович советовался постоянно: “Ваша инженерная часть позволит ли мне сделать то-то и то-то?..” Когда Щусев по состоянию здоровья отошел от дел, архитектурные работы — на окончательной стадии — продолжила Алиса Юрьевна Заболотная. Общаясь с такими людьми, как А.В. Щусев и П.Д. Корин, мы, конструкторы, постигали мир искусства. И в свою очередь старались быть не только полезными архитекторам и художникам, но, насколько это было возможно, вдохновлять их красотой инженерных решений».
На «Комсомольской-кольцевой» трудно поверить в то, что находишься под землей. Скорее всего — где-то очень высоко. Роскошные люстры, освещающие подземный вестибюль, панно, выполненные Павлом Кориным в технике античной смальтовой мозаики, заставляют поверить в то, что находишься не на вокзале, а действительно в храме. О Павле Корине Щусев всегда был высочайшего мнения: «Как о художественном явлении сообщаю Вам о прекрасных работах П.Корина. Это сила порядка Малявина, Кустодиева и других», — писал он еще в 1932 году П.И. Нерадовскому.
А вот и иконы — коринские панно с ликами прославленных русских святых — Александра Невского и Дмитрия Донского. А еще местночтимый в Тверской епархии святой Александр Суворов. На самих панно, обрамленных лепниной в духе русских хоромных росписей, можно встретить и Георгия Победоносца, и лики Спаса, и православные кресты, и даже двуглавого орла. И все это, между прочим, засияло византийским золотом в 1952 году. Был в этой галерее и еще один новоявленный «святой» — Сталин, но его изображения впоследствии были подкорректированы. А перечисленные нами исторические деятели стали непосредственным отражением речи вождя 7 ноября 1941 года на параде на Красной площади. Всех полководцев, кого он упомянул, Корин удостоил персональных портретов, среди которых также были и Минин с Пожарским, и Кутузов. Не случайно, что сам подземный вестибюль был назван Щусевым «Залом побед».
Кстати, и Щусев, и Корин собирали русские иконы, а после смерти Алексея Викторовича Павел Дмитриевич купил большую часть его собрания для своей коллекции.
Построенная в честь победы в Великой Отечественной войне, «Комсомольская» стала храмом-памятником, подобно тому как когда-то храм Христа Спасителя ознаменовал собой триумфальное завершение Отечественной войны 1812 года. Правда, храм строили более сорока лет, а станцию соорудили за четыре года. Архитектор Константин Тон успел увидеть свое детище во всей красе, а Щусев нет. После смерти академика работу над проектом продолжили его соавторы, среди которых В.Д. Кокорин, А.Ю. Заболотная, О.А. Великорецкий, А.Ф. Фокина, В.С. Варварин. А всех почестей за этот проект Щусев удостоился уже после смерти — Сталинской премии первой степени и Гран-при на Международной выставке в Брюсселе 1958 года.
Отрывок из книги А. А. Васькина «Щусев: Зодчий всея Руси».