Гибель тяжёлого крейсера «Индианаполис» стала одной из самых трагичных страниц в истории американского флота. В результате только одного торпедного попадания корабль, прошедший через десятки сражений Второй мировой, погиб незадолго до её окончания – 30 июля 1945 года. В результате затопления крейсера погибло 883 человека.
Последние дни жизни корабля прошли весьма символично – именно «Индианаполис» доставил на военную базу США на острове Тиниан боевую часть атомной бомбы «Малыш», которая позже была сброшена на Хиросиму. На пути к своей цели крейсер был под строжайшей охраной, а вот домой судно отправилось без какого-либо прикрытия. Видимо, командование понадеялось на разгром японского флота.
Но с ними не был согласен капитан японской подлодки I-58 Мохитцуро Хашимото. Заметив в перископ крупный боевой корабль без сопровождения японцы просто не могли не воспользоваться таким шансом. Изначально Хашимото определил «Индианаполис» как линкор, поэтому не поскупился и приказал готовить кайтэны, торпеды, управляемые японскими пилотами-смертниками, коих на борту было аж четыре штуки.
Кайтэны плохо зарекомендовали себя в бою – запускать их можно было только с крайне малой глубины, а на подготовку к пуску уходило много времени. Но были у таких торпед-камикадзе и плюсы – заряд взрывчатки на них был куда больше, чем в обычных торпедах, а возможность маневрировать позволяла пилотам свести на нет эффективность противоторпедных манёвров.
Но, пока пилоты кайтенов готовились выполнить свой долг перед Императором, Хашимото заметил, что «Индианаполис» идёт прямым курсом, а экипаж крейсера не обращает внимания на I-58. Тогда японский капитан отдал приказ совершить обычный веерный залп шестью торпедами почти в упор. Спустя несколько секунд две из них пробили борт американского крейсера. Агония «Индианаполиса» длилась всего 12 минут.
Всего на борту находилось немногим меньше 1200 человек. За это время многие моряки просто не успели выбраться с нижних палуб и более 300 человек крейсер увлёк с собой на дно. Но выжившим повезло не на много сильнее – за 12 минут команда успела спустить лишь несколько шлюпок, в которые 900 человек просто не могли поместиться. О том, чтобы загрузить провизию и питьевую воду речи вообще не шло. Более того, после торпедной атаки многие люди были тяжело ранены и их кровь быстро привлекла к месту крушения акул.
Спасательная операция была начата лишь спустя четыре дня, когда дрейфовавшие в океане шлюпки были обнаружены американским противолодочным самолётом. К тому моменту в живых оставался 321 человек, остальные замёрзли, умерли от обезвоживания, утонули. Но больше всего членов экипажа «Индианаполиса» погибло от зубов акул – до полутысячи человек.
Для Америки гибель «Индианаполиса» стала чёрной датой календаря. Но, кроме события национального масштаба, вокруг гибели крейсера завязалась и трагедия «маленького» человека – среди спасшихся моряков оказался капитан «Индианаполиса» Чарльз МакВэй.
Гибель почти тысячи моряков не могла остаться безнаказанной и в 1947 году власти США объявили о проведении расследования. За несколько месяцев удалось выяснить, что капитан МакВэй преступно отдал приказ идти прямым курсом, а не противолодочным зигзагообразным. Это подтвердил и Хашимото, которого доставили на суд из Японии. Также выяснилось, что день гибели совпал с днём рождения капитана и следователи предположили, что большинство офицеров отмечали праздник и отсутствовали на своих постах, что и позволило Хашимото незаметно приблизиться к кораблю. Более того, капитан МакВэй даже забыл приказать дать в радиоэфир сигнал SOS и побежал скорее спасать свою жизнь в ближайшей шлюпке.
У трибунала не было ни малейшего сомнения в вине капитана, но судьи всё же обратили внимание на его былые заслуги. В тюрьму он не попал, но был с позором уволен из флота с лишением всех наград и званий. По факту он оказался в тюрьме у себя дома, так как для каждого американца МакВэй стал трусом,, предателем и убийцей почти тысячи своих подчинённых. Не выдержав давления в 1968 году контр-адмирал Чарльз МакВэй застрелился из наградного пистолета.
И так бы МакВэй и вошёл в историю как проклятый капитан «Индианаполиса», если бы в 1996 году американский шестиклассник Скотт Хантер не взял в качестве домашнего задания написание реферата о величайшей трагедии в истории ВМС США.
Его внимание привлекли некоторые нестыковки. Так, у школьника возник вопрос, как же в руках погибшего МакВэя оказался наградной револьвер. Да и почему он неожиданно оказался контр-адмиралом, если до суда был капитаном и вообще лишён звания? С помощью интернета и местной библиотеки Хантер выяснил, что, спустя несколько месяцев после трибунала, прославленный адмирал Честер Нимиц воспользовался своим положением героя войны на Тихом океане и вернул МакВэя во флот. Капитану были возвращены награды и его восстановили в звании.
Но на большее не хватило даже авторитета Нимица, для прессы МакВэй так и остался проклятым капитаном. Он сотнями получал гневные письма от родственников погибших и простых американцев, которые, благодаря шумихе в прессе и трибуналу, считали капитана убийцей.
Школьника заинтересовало, почему же Нимиц помог МакВэю, если последний был признан трибуналом преступником. Чтобы разобраться в ситуации шестиклассник начал писать письма выжившим морякам «Индианаполиса». К его удивлению никто из подчинённых «проклятого капитана» не винил МакВэя в трагедии.
В то же время об инициативе юного следователя заговорили в прессе и журналисты принялись «копать» вместе с Хантером. Им удалось выяснить, что из МакВэя просто сделали козла отпущения, ведь если бы в 1947 году следователи объявили настоящих виновников трагедии, то во флоте полетело бы много высокопоставленных голов.
Так, оказалось, что командование не отдавало приказ МакВэю о движении противоторпедным курсом. Руководство было уверено, что атака японцев на пути «Индианаполиса» была практически невозможна. Более того, на трибунале Хашимото заявил, что двигаться зигзагом корабль МакВэя просто не мог, потому как было сильное волнение. По его словам, как раз плохая погода и позволила подлодке оставаться незамеченной, а вовсе не День рождения капитана МакВэя. Таким образом, вины экипажа «Индианаполис» в неожиданном торпедировании не было. Если в этом кто и был виновен, то самонадеянное командование, отправившее тяжёлый крейсер без какого-либо прикрытия.
Не всё гладко оказалось и с сигналом бедствия. Хотя в 1947 году следователи и утверждали, что «Индианаполис» не подавал сигнала SOS, шестикласснику удалось найти выжившего радиста крейсера, который заявил, что просьбу о спасении он передавал в эфир лично. Дальнейшее расследование показало, что сигнал с тонущего корабля был пойман сразу тремя военными радиостанциями. Но на всех трёх он был проигнорирован.
Командир первой станции принял сигнал за ловушку японцев и не предал этому значения, командир второй приказал подчинённым его не беспокоить и отправился отдыхать, а на третье персонал станции был просто пьян. Более того, разведка даже перехватила рапорт Хашимото об уничтожении американского линкора, но, так как сигнала бедствия никто не передавал, командование разведки не придало случившемуся значения. Именно в результате массовой халатности и преступной безалаберности десятков офицеров сотни моряков «Индианаполиса» гибли в водах Тихого океана в течении четырёх суток.
Все эти факты были известны ещё в 1947 году, но командование флота предпочло сделать из МакВэя козла отпущения, дабы не позориться по-полной. По этой же причине о его восстановлении в звании пресса не трубила, что, в конечном итоге, и привело к самоубийству адмирала.
Когда подробности трагедии всплыли на поверхность Скотт Хантер принял решение направить результаты своего расследования в Конгресс. И Конгресс принял его работу к рассмотрению. В результате, только в 2000 году президент США Билл Клинтон подписал указ о снятии с Чарльза МакВэя всех обвинений. Но травля, начатая прессой с попустительства американских властей, уже давно довела капитана «Индианаполиса» до самоубийства.