Романы эксцентричного француза Бориса Виана сегодня как никогда в моде: самые популярные издательства печатают его книги, очаровательная Одри Тоту играет Хлою – пожалуй, самую известную из его героинь…
Только вот успех Виана в послевоенной Франции был не столь блистателен: настоящая слава пришла к нему после смерти. В своё время его парадоксальные произведения затерялись между периодом популярности экзистенциальной прозы и «новым романом», вступающим в оппозицию с традиционной для французской литературы бальзаковской формой повествования.
История с романом «Я приду плюнуть на ваши могилы» послужила началом ухода автора из литературного авангарда своего времени. Он написал эту пародию на американскую беллетристику на спор, от имени вымышленного писателя, Вернона Салливана. И поплатился за свою азартность: несмотря на сумасшедшую популярность книги, критики разнесли пастиш в пух и прах за жестокость сюжета. Следующие произведения тоже не принесли успеха: ни «Мурашки», ни «Красная трава» не были замечены широкой публикой, хотя сегодня последнее считается лучшей книгой автора.
Но Виан не собирался сдаваться. Литература не была единственным делом его жизни: имея техническое образование, он долгое время работал инженером; а безупречный слух помог ему достичь успеха на другом поприще – в музыке. Борис Виан обожал джаз, а небольшой оркестр, в котором он играл, был одним из самых популярных в Париже. К тому же, ему принадлежит авторство песни «Дезертир» (фр. «Le déserteur»), которую хотя бы раз в жизни не слышал разве что глухой.
Занимался он и журналистикой. Дружба с Жаном-Полем Сартром обеспечила ему колонку в журнале «Тан Модерн», а ещё он вёл музыкальные рубрики в различных изданиях. Необычайный талант и неукротимая энергия позволили ему достойно переживать литературные неудачи. Однако его ранняя смерть (в 39 лет!) всё же была связана со злополучным розыгрышем любителей американской беллетристики: он трагически скончался на премьере фильма, снятого по собственному роману – тому самому, «Я приду плюнуть на ваши могилы». Но не стоит преувеличивать чувствительность писателя – у него всю жизнь было больное сердце, и последние свои годы он балансировал на грани.
Творчество Виана – это ода свободе и отрицание социальных институтов, её ограничивающих. Невероятная лёгкость прозы, немного похожей на поток сознания, соседствует с вполне осмысленной критикой социальной действительности. Гротеск, фарс, бурлеск, жесткая пародия, чёрный юмор, органично вплетённые в фантастику, в сказку – вот инструменты, которыми Виан захватывает читательские сердца. Если проводить аналогию с художниками, то Виан напоминает мне Сальвадора Дали.
Среди его произведений меньше всего шокирует «Пена дней» — с неё я и советую начать знакомство с Борисом Вианом, если вдруг такового ещё не случилось. Уверена, оно вам понравится. А если вы вдруг читаете под музыку – включите Дюка Эллингтона.