Как говорится в пословице, человеку свойственно ошибаться. Но мы все знаем, что некоторые ошибки хуже других. Сегодня мы посмотрим на некоторые ошибки, которые невозможно исправить обычным «извините».
1628 г. — шведский боевой корабль «Ваза»
Инженерам лучше не делать глупых ошибок. Если они совершают просчеты, последствия могут быть смертельными. В 1628 году, «Ваза» (огромный парусник) затонул, потому что в верхней части корпуса было слишком много веса (следствие конструктивных ошибок). По меньшей мере 30 человек погибли.
1919 г. — Затопление Бостона патокой
Просчёты при создании резервуара аукнулись жителям Бостона. Из-за усталости металла в переполненном резервуаре разошлись соединённые заклёпками стальные листы. Очевидцы слышали громкие хлопки, напоминающие пулемётные очереди. Земля дрогнула, как будто прошёл поезд. Патока обрушилась на город. Спасательная операция продолжалась четыре дня. Извлечённые из патоки тела опознать было практически невозможно. На очищение улиц от патоки ушло 87 тысяч человеко-часов.
1940 г. — Такомский мост
Недоучёт инженерами нагрузок может вылиться в большие финансовые затраты. В случае с Такомским мостом обошлось без жертв — движение в момент обрушения было весьма слабым, и единственный водитель машины, оказавшейся на мосту, успел покинуть её и спастись. Процесс разрушения был снят на 16-миллиметровую цветную киноплёнку Kodachrome. На основе съемки был создан документальный фильм «The Tacoma Narrows Bridge Collapse», позволивший впоследствии подробно изучить процесс разрушения.
1979 г. — Станция «Скайлэб»
Иногда даже небольшое влияние извне может оказать существенное воздействие. Так и случилось со станцией «Скайлэб». Возросшая солнечная активность привела к некоторому увеличению плотности атмосферы на высоте орбиты «Скайлэб», снижение станции ускорилось. Подъём станции на более высокую орбиту был невозможен, так как у неё не было собственного двигателя. Центр управления полётом сориентировал станцию на вход в атмосферу в 16:37 по Гринвичу 11 июля 1979. Районом затопления станции предполагалась точка в 1300 км южнее Кейптауна, ЮАР. Однако ошибка в расчетах в пределах 4 % и тот факт, что станция разрушалась медленнее, чем предполагалось, привели к смещению точки падения не сгоревших обломков: часть из них упала в западной Австралии.
1980 г. — Отель Hyatt Regency
До 2001 года это было самое смертоносное в истории США разрушение рукотворного объекта. В результате катастрофы погибло 114 человек и было ранено 216. Спасательная операция длилась 14 часов. В общей сложности, 29 человек были спасены из-под завалов. Инженер Уэйн Лишка, расследовавший эту катастрофу, был награждён Пулитцеровской премией за освещение местных новостей в 1982 году.
2000 г. — Шины Firestone
Инженеры компании «Ford» сами выбрали небезопасный дизайн покрышки, чтобы компенсировать врожденные проблемы Ford Explorer. Вместо того чтобы увеличить ширину колеи Explorer и внести другие дорогостоящие изменения в подвеску, Ford пошел по более простому пути — заказал шину, способную выдержать эксплуатацию с пониженным давлением. Чем ниже давление, тем больше пятно контакта с дорогой, что придает машине устойчивость. Однако Firestone не справился с разработкой покрышки: из-за возросшего трения она перегревалась и фрагментировалась, когда автомобиль двигался на высокой скорости. Скандал вышел настолько громким, что Ford принял решение прекратить сотрудничество с Firestone, длившееся более 100 лет.
2006 г. — Большой Бостонский тоннель (Big Dig)
Неизвестно, чем руководствовался подрядчик, когда использовал неподходящий бетон при строительстве самого дорогого проекта в истории строительства США (бюджет более 14,6 млрд долларов). Однако, через некоторое время, в туннеле начали появляться утечки, происходить замыкания. А на один автомобиль упала трёхтонная бетонная потолочная панель. Одна утраченная жизнь и миллионы долларов на ремонт — цена ошибки выбора бетона.