Все легко представляют себе (экранный) образ белого офицера, который приказывает белым солдатам расстрелять очередную семью коммуниста. Но вот очень привычный в Гражданскую войну образ попа (даже не образ, а типаж-натюрэль), стреляющего с колокольни из пулемёта «первым номером», или пьяного попа, расстреливающего из Маузера очередного пленного большевика, давно уже как-то уплыл из сознания современников. Точнее, это семинарист Иосиф Джугашвили, начав заигрывать с РПЦ, запретил вспоминать былые «подвиги» попов и «разоблачать» попов-белогвардейцев-шпионов.
Сейчас самое время восстановить образное равновесие. Очень уж они чистенькими себя малюют, играя роль великих мучеников красного террора, опираясь при этом на очень умело организованное беспамятство. Не надо притворяться, дорогие мои, у вас также руки были по локоть в крови.
Всё-таки, когда белые солдаты стреляли в красных, а те в них в ответ, то это и сейчас воспринимается как бы в порядке вещей. На то она и Гражданская война.
Основное же «злодейство красных», как нам всем представляют, состояло именно в том, что красные-де зверствовали по отношению к лицам сугубо мирных вроде бы профессий. И при этом как бы забывается, что лицо вроде бы мирной профессии может само участвовать в белом терроре в качестве параллельной, если хотите факультативной, халтуры. (Халтура, кстати, — старый религиозный термин, означающий служение в чужом храме во время болезни или отъезда штатного попа.)
Тот же поп мог служить в белых войсках как полковой священник или в качестве водителя танка, наводчика орудия, простого кавалериста и т.п. А ведь он мог являться и тайным осведомителем конкретной контрреволюционной власти, и по его доносу людей после садистских пыток убивали. У Ильфа и Петрова среди многочисленных вариантов «Саги о Гаврилах» была такая строчка, не вошедшая в текст:
Служил у белых поп Гаврила — Гаврила красных выдавал!
И если уже после, спустя сколько-то лет, ловили попа-белогвардейца, то, скажите, в каком качестве он подвергался террору — как в прошлом доносчик или пулемётчик? или как поп?! А если он как поп сагитировал кучку кулаков сжечь семью колхозного активиста, предварительно по традиции перерубив всех топорами, то как расценивать последующий тюремный срок попа — как священнослужителя или всё же как организатора банды?!
О дьяконе Преповенском, вспоминает бывший казак деникинской армии. В нашем стане он устроился рядовым в комендантскую сотню. Облачился в казачью одежду, прицепил шашку и мастерски козырял офицерам. Усердно, не по разуму, а по душе, исполнял он приказания начальства, ездил на облавы, забористо ругался с бабами, когда что-то тащил, и грубо отшучивался от казаков. По праздникам же неукоснительно являлся в церковь и усердно голосил на клиросе за дьякона.
Выдержка из постановления раввинского съезда в Одессе:
Раввины, цадики и прочие должны стараться искоренить идеи социализма в нас, евреях. Ни в одном доме пусть не будет книг, газет, портретов, относящихся к этому опасному обществу, ибо это смертельный яд. Надо предупредить, что тот, у кого найдётся нечто подобное, будет признан членом этого общества и безусловно понесёт наказание.