В нашей рубрике о привычках и слабостях великих людей, мы продолжаем рассказывать о том, как люди, которых мы считаем гениями, ведут себя в ежедневной бытовой жизни, и какие маленькие радости помогают им не только творить, но и чувствовать себя счастливыми.
Сегодня мы расскажем вам о таких деталях домашней жизни Достоевского, без которых не мог обходиться процесс его работы над литературными произведениями.
Говорят, что ночное время – это часы, когда привычная жизнь засыпает, но просыпается потаенная жизнь мира, открываются двери в другие измерения и человек наделяется мистическими, чуть ли не дьявольскими, способностями, которые пробуждают его творческие силы и помогают создавать то, что невозможно создать при дневном свете. Судя по тому, что Достоевский мог работать до 5 – 6 утра, логично предположить, что эта версия действительно имеет место быть. С учетом столь позднего времени отхода ко сну, просыпался он не раньше одиннадцати утра, что, впрочем, еще вполне прилично.
Утренний туалет его был тщательным и продолжительным. В домашней обстановке многие люди предпочитают расслабиться, чувствовать себя свободно и спокойно, носить удобную одежду, но Федор Достоевский легких путей не искал и даже дома предпочитал быть одетым с иголочки, соблюдая все правила выходного костюма. Все детали его одежды должны были быть идеально выглаженными и чистыми. Если малейшая инородная капля попадала на его рубашку или брюки, то все мысли его сводились к этой маленькой оплошности и, по его собственному признанию, работать он не мог, так как постоянно думал об этом.
Утро Достоевского не могло проходить без очень крепкого черного чаю. Две большие кружки выпивались за завтраком. Ни одно чаепитие не проходило без чтения газет и папирос, которые он курил в весьма немалых количествах. Третья кружка всегда бралась с собой в кабинет, где великий «писатель ночи» медленно цедил крепкий напиток, параллельно создавая мировые шедевры.
Рабочее место Достоевского, а именно его письменный стол, на котором хранилась справочная литература, рукописи и письма, должен был всегда находиться в идеальном порядке, в противном случае, работа стопорилась и не могла быть продолжена, пока каждая вещь не вернется на свое привычное мест. Его вторая жена, Анна Достоевская, выкраивала промежуток времени, пока муж завтракал, и проверяла, все ли в порядке в его кабинете, все ли лежит на своих местах.
Достоевский явно искренне верил в то, что без сладкого мозг работать не будет, а потому, крайне уважал сладости: пастилу, сушеные фрукты, орехи в меду и прочие вкусные кондитерские изделия, которыми могло похвастаться производство России девятнадцатого века или руки талантливой хозяйки дома.
Только при соблюдении этих условий он мог полностью окунуться в работу и порождать все те вещи, масштабы духовности которых, пока не смог переплюнуть ни один писатель в мире.