Ложки в качестве украшений, авангардные полотна, супрематические похороны… Необычные сюжеты сменялись в судьбе Казимира Малевича, как яркие картинки в калейдоскопе. Всемирную известность художнику принес легендарный «Черный квадрат», да он и сам считал эту картину главным творением в своей жизни. Однако знаете ли вы, что это произведение едва ли можно назвать оригинальным? Попросту говоря, Малевич позаимствовал идею «Черного квадрата» у другого живописца, однако слава и почести достались именно супрематисту Казимиру. Об этом и многих других неожиданных фактах из биографии Малевича читайте в новом материале HistoryTime.
Казимир родился в Киеве, детские годы провел в украинских селах, а когда юноше исполнилось 17 лет, его семья переехала в Курск. Ранняя профессиональная деятельность будущего «отца супрематизма» была связана с живописью весьма посредственно: Малевич трудился в качестве чертежника в Управлении Курско-Московской железной дороги. Казимир неоднократно пытался сбежать из нелюбимого Курска и даже несколько лет подряд сдавал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, однако ни одна из его попыток не увенчалась успехом. Каждый раз судьба возвращала горе-абитуриента обратно. Впрочем, после возвышения Малевича на художественном Олимпе все начали говорить о том, будто талантливый живописец все-таки окончил знаменитое учебное заведение, но этим словам нет документального подтверждения. Многие исследователи считают, что этот слух пустил сам Казимир: наверное, хотел выдать желаемое за действительное.
Прошло время, и Малевич все-таки смог устроиться в Москве. Подсобила мать будущего художника, Людвига Александровна: решительная дама получила должность управляющей столовой, а затем пригласила к себе сына и его супругу, которую, к слову, звали… Казимира. На момент переезда у молодой пары уже было двое детей. Однако в Москве и без того непрочный брак вовсе затрещал по швам: недовольная жена собрала вещи и уехала вместе с наследниками в Мещерское, где начала работать медсестрой в психиатрической больнице. Там ветреная особа закрутила роман с доктором и умотала с ним в неизвестном направлении, забыв прихватить детей. К счастью, Малевичу хватило благоразумия забрать несчастных малышей из психушки.
После разрыва с женой Казимир начал активно заниматься искусством, причем сразу весьма эпатажным. Например, в феврале 1914 года Малевич и другие художники-авангардисты решили организовать «футуристическую демонстрацию». Суть мероприятия заключалась в том, что участники этого необычного парада прошлись по одной из центральных улиц Москвы с расписанными под хохлому деревянными ложками, вдетыми в петлицы пальто. Для дореволюционной России подобный «перфоманс» стал настоящей сенсацией. А Малевичу так понравился необычный аксессуар, что он еще не раз появлялся с ним на публике.
В 1915 году Малевич представил на выставке свое легендарное полотно — таинственный «Черный квадрат». Картина располагалась в своеобразном «красном углу»: она занимала как раз то место в зале, в котором в домах верующих обычно находятся иконы. «Черный квадрат» и действительно стал иконой для авангардистов. Например, когда Малевич организовал при Народном художественном училище в Витебске объединение «УНОВИС» (что расшифровывалось как «Утвердители нового искусства»), то символом организации стал именно квадрат черного цвета: его участники объединения нашивали на рукава.
Однако не все знают, что Малевич вовсе не был новатором в области черных полотен. Впервые подобная идея возникла в 1883 году у художника Пол Билхолда. Именно тогда, более чем за тридцать лет до появления шедевра русского супрематиста, живописец создал картину под названием «Ночная драка негров в подвале». На этом полотне мы не видим ни негров, ни подвал: холст полностью покрыт черной краской. Видимо, ночь была уж очень темной. Новаторский ход Билхолда использовал и другой художник, Альфонс Алле. Он представил народному суду два монохромных полотна: «Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре» и «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря». Как вы уже наверняка догадались, первое полотно было полностью белым, а второе — исключительно красным. Поэтому, как оказалось, одноцветные геометрические фигуры открыл вовсе не Малевич.
Впрочем, это не мешало «Черному квадрату» и его автору триумфально шествовать по стране и миру: Малевич не только создал необычное полотно, но и придумал гениальную PR-кампанию. Все начали искать скрытые смыслы в простом четырехугольнике и тут же причислили «Черный квадрат» к величайшим философским произведениям мирового искусства.
Похороны Малевича были такими же необычными, как и все его творчество. Художник велел, чтобы его друзья организовали погребение в духе супрематизма. Всю похоронную атрибутику «украшали» черные квадраты. Они были изображены и на гробу, и в зале прощания, и на вагоне поезда, доставлявшего тело гения в столицу из Ленинграда. По задумке Казимира, он должен был лежать в гробу с раскинутыми руками, «распластавшись на земле и открываясь небу». После прощания тело художника было кремировано, а урну с прахом захоронили в подмосковном поселке Немчиновка под любимым дубом живописца. К сожалению, ныне место погребения великого Малевича утеряно: скорее всего, теперь художник раскидывает руки на территории элитного жилого комплекса.