Истории известно множество случаев, когда художники в качестве натурщиков для изображения святых привлекали отнюдь не праведных людей: проституток, развратников, убийц. Зачастую «моделями» для подобных картин и фресок становились даже трупы. HistoryTime рассказывает, кто же на самом деле позировал Караваджо, Леонардо да Винчи и Гансу Гольбейну.
Успение Богоматери
В 1602 году Микеланджело де Караваджо получил один из самых важных в своей жизни заказов. Художнику необходимо было написать картину для одной из итальянских церквей. Живописец выбрал классический христианский сюжет — Успение Божьей Матери — и создал удивительное полотно, ныне входящее в сокровищницу мирового искусства. Однако заказчики остались крайне недовольны и отклонили картину. Что же не понравилось им в изображении Девы Марии?..
По мнению представителей церкви, образ Богоматери получился слишком реалистичным: в те времена не было принято изображать тела святых во всех физиологических подробностях, это казалось богохульством. Обычно святые на иконах и фресках выглядели как бесполые, схематичные, эфемерные тени. Поэтому Мария в видении Караваджо шокировала заказчиков. Живописец изобразил Богородицу именно так, как и должен выглядеть мертвый человек: босые распухшие ноги, синее лицо с отеками… Конечно, духовенство не признавало таких вариаций над образами святых. Но наибольшим шоком для общественности стало известие о том, кто же позировал Караваджо. Оказалось, что прототипом мертвой Девы Марии стал труп римской проститутки, выловленной из Тибра.
Воскрешение Лазаря
Работая над величественным полотном «Воскрешение Лазаря», Микеланджело де Караваджо пошел еще дальше. Эта картина стала одной из последних работ живописца: заключительный штрих на холсте он поставил примерно за год до своей смерти. Исследователи считают, что художник очень торопился завершить работу над этим евангельским сюжетом, поэтому недостаточно тщательно проработал фон. Однако к изображению персонажей Караваджо подошел крайне ответственно.
Прототип Лазаря был еще более своеобразным, чем «модель» Девы Марии. Писатель Сузинно рассказывал, будто Караваджо заплатил могильщикам, чтобы те вырыли тело недавно похороненного юноши, принесли его в мастерскую живописца и раздели. Также художник нанял натурщиков, которые должны были поддерживать разлагающийся труп на протяжении нескольких часов. Разумеется, они, узнав задумку гения, возмутились и решили уйти. Но разъяренный Караваджо вынул кинжал и заставил молодых людей выполнить его требования.
Мертвый Христос в гробу
Однако Караваджо был не первым приверженцем подобных методов: его принципиальный реализм предвосхитил великий немецкий художник Ганс Гольбейн Младший. Еще в 1521 году он шокировал общественность невероятно правдоподобным изображением мертвого Иисуса Христа. Это первое в истории искусства изображение Сына Божьего, выполненное настолько физиологически достоверно. Исследователи называют данную картину ужасающей и необыкновенно дерзкой для своего времени.
«Позировал» для этого полотна утопленник, обнаруженный в водах Рейна (знакомый сюжет, не правда ли?). Дерзость картины заключалась в том, что обыкновенно мертвый Иисус представал на фресках величественным, неземным созданием, нетронутым процессами разложения. На полотне Гольбейна мы видим совершенно иного Спасителя: его изможденное тело покрыто синяками, ссадинами, следами от побоев. На картине художника нет и следа от божественного происхождения Христа.
Известно, что эта картина шокировала русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Он увидел полотно в 1867 году на выставке в немецком городе Базеле и долго не мог отвести он него взгляд. Анна Григорьевна, жена литератора, так писала о реакции мужа на картину Ганса Гольбейна:
Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный… В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии.
Впечатление об изображении Христа Достоевский вложил в уста своего персонажа. Князь Лев Николаевич Мышкин, главный герой романа «Идиот», рассмотрев репродукцию этой картины, сказал, что при виде такого полотна «у иного ещё вера может пропасть».
Тайная вечеря
История создания легендарной фрески Леонардо да Винчи окутана всевозможными тайнами и загадками. По одной из многочисленных версий, образ Иисуса Христа художник списал со своего приятеля — Чезаре Борджиа, получившего репутацию отпетого убийцы и злодея. Леонардо выбрал довольно своеобразную «модель» для лика Спасителя: Чезаре, сын кровожадного Папы Римского Александра VI, держал в страхе всю Италию.
Фреска была создана по заказу герцога Людовико Сфорца — заклятого недруга молодого Борджиа. Вероятно, да Винчи хотел злобно пошутить над врагом своего приятеля Чезаре, поэтому и выбрал сына Папы в качестве прототипа. По мнению некоторых исследователей, внешность апостола Иоанна, изображенного слева от Христа, художник списал с образа сестры Чезаре — очаровательной Лукреции. Однако отношения между юношей и девушкой были отнюдь не братскими: в результате тесного общения с Чезаре Лукреция даже родила ему ребенка.