«Призрак Оперы» — пожалуй, самый любимый и популярный мюзикл всех времен и народов. Премьера феерического представления состоялась в Лондоне в 1986 году, и с тех пор не было ни дня, когда мюзикл не собрал бы полный зал. Биография таинственного Призрака кажется сказочной, фантастической, однако у героя этой невероятной истории были реальные прототипы.
Для начала отметим, что сценарий мюзикла основан на готическом романе французского литератора Гастона Леру, который так и называется — «Призрак Оперы». Первая часть романа была опубликована в 1909 году в парижской газете Le Gaulois, а уже в 1911 году книгу увидели и отечественные читатели: в России произведение вышло под названием «Тайна Приведения Большой Оперы». Идею романа Гастону Леру подсказало… здание — великолепный парижский оперный театр, признанный одним из самых красивых строений мира. Сюжет произведения разворачивается именно в его стенах, а многие критики и вовсе называют Оперу Гарнье главным действующим лицом романа.
Многих почитателей творчества французского прозаика мучает вопрос: кто же он — настоящий Призрак? Действительно ли он существовал, или вся эта история — плод воображения автора? Гастон Леру всегда утверждал, что Эрик — таково настоящее имя Призрака — не вымышленный персонаж и что он на самом деле обитал в темных подземельях легендарного театра.
Конечно, месье Леру существенно преувеличивает: никаких признаков многолетнего проживания гонимого гения под театром не было обнаружено. Существует множество теорий, кто же был реальным прообразом таинственного Эрика. Наиболее подробной и интересной можно назвать версию сотрудницы Оперы Гарнье Ренаты де Вэль. Женщина много лет занималась исследованием этого вопроса и даже составила примерную биографию настоящего Призрака. Итак, согласно информации, которую удалось добыть мадам де Вэль, реальный прототип Эрика родился в 1830 — 1840-е годы на северо-западе Франции, в деревушке Дарнеталь под городом Руаном. Мальчик с рождения отличался некими (точно неизвестно, какими именно) дефектами внешности. Ребята смеялись над ним, девчонки шарахались, а взрослые пренебрежительно называли ребенка уродом. В ту пору детей, внешность которых в худшую сторону отличалась от общепринятых стандартов, вовсе не считали людьми и обращались с ними как с домашним скотом. Мальчик недолго терпел подобные издевательства: в 8 лет он ушел из родного дома.
Именно со столь юного возраста начались скитания несчастного Эрика. Вскоре его подобрали цирковые артисты, которые демонстрировали мальчика зрителям в качестве потешного уродца. Цирки в те времена были бродячими развлекательными заведениями, поэтому будущий «Призрак Оперы» объездил в составе труппы большую часть Европы. Затем ему удалось расстаться с коллективом и каким-то чудесным образом получить архитектурное образование. Рената де Вэль утверждает, что это произошло в Персии.
Обучившись мастерству зодчего, Эрик прибыл в Париж с целью найти работу. И нашел он ее довольно быстро: в центре города тогда как раз началось строительство монументального здания парижской оперы. Узнав о масштабном проекте, молодой человек пришел к Шарлю Гарнье — главному архитектору театра — с просьбой принять его на работу. Официально Эрик был нанят в качестве рядового каменщика, но на деле он исполнял функции помощника Гарнье, был его правой рукой. Известно, что Эрик руководил подземным строительством: в его ведении были подвалы и коммуникации. Также исследовательница вычислила, что на одном из верхних уровней подвальных помещений архитектор организовал маленькую квартиру, в которой и решил поселиться, чтобы присматривать за любимым детищем непосредственно изнутри.
Однажды, если верить истории, воссозданной мадам де Вэль, Эрику на глаза попалась юная девушка из хора. Звали ее Даэ (это имя впоследствии станет фамилией героини романа Гастона Леру). Архитектор влюбился в привлекательную, изящную певицу с первого взгляда. Гениальной солисткой, как изобразил девушку писатель, Даэ не была, но все же она смогла чем-то очаровать подвального обитателя. Тогда он, облачившись в плащ и надев таинственную маску, чтобы в нем не узнали уродливого рабочего, начал пытаться пленить девушку своим невероятным интеллектом и талантом. И ему это удалось: известно, что вскоре после начала их романтического общения Даэ провела несколько дней в подвальной квартире архитектора. Однако затем произошло неожиданное: девушка покинула и возлюбленного, и Оперу Гарнье, и больше никто никогда ее не видел. Сам Эрик спустя некоторое время и вовсе скончался от горя. Легенда гласит, что незадолго до смерти безутешный архитектор замуровал вход в свое подземное жилье, и с тех пор никто так и не сумел его обнаружить.
В эту романтическую историю очень хотелось бы верить, но практика показывает, что теория Ренаты де Вэль не выдерживает встречи с реальностью. Оказалось, что все ее исследования были основаны на лженаучном принципе «Одна бабка сказала…». В действительности же прообразы Призрака Оперы были совсем другими. Образ Эрика Гастон Леру создал из историй как минимум трех разных исторических личностей. Первым прототипом стал Джозеф Меррик, известный под прозвищем «Человек-Слон». Джозеф, также «работавший» уродцем в цирке, был крайне некрасив: все его тело покрывали страшные наросты. Второй прообраз Призрака — фокусник Жан-Эжен Робер-Удэн (самые внимательные читатели могли заметить, что он даже однократно упоминается в книге). Третий из известных прототипов — композитор Эрик Сати, известный тем, что писал в нотных тетрадях кроваво-красными чернилами.