«И избьрашася 3 братия съ роды своими, и пояша съ собою дроужиноу мъногоу и предивьноу, и приидоша къ Новоугородоу, и седе стареишии Новегороде, бе имя емоу Рюрикъ, а дроугыи седе на Белеозере Синеоусъ, а третии Изборьсте, имя емоу Троуворъ. По дъвою же летоу оумьре Синеоусъ и братъ его Троуворъ и прия власть единъ Рюрикъ, обою братоу власть и нача владети единъ…» (Шахматов, 2003, с. 207). Считается, что это первое упоминание в летописи об Изборске. Это можно прочитать во многих путеводителях об Изборске, но далеко не в каждом написано, что реальность этого упоминания оспаривается учеными, как минимум более 100 лет.
Считается, что это событие было описано в 10-11 вв неким монахом Нестором из Киево-Печерского монастыря. Этот документ до нас не дошел, дошли списки с нее, как бы сейчас сказали «переиздания расширенные и дополненные». Откуда Нестор взял информацию о призвании варягов не понятно, более ранних источников нет, ссылок на первоисточники, как принято в современной литературе, не указано:). Многих исследователей прежде всего настораживает что количество братьев равняется трем. Люди 12-ого века воспринимали мир по другому, для них все символично, даже количество братьев, поэтому летописец мог округлить число братьев для увеличения важности события. Поэтому Шахматов, Лихачев, Рыбаков и многие другие подвергли сомнению количество братьев, но факт события не стали опровергать.
В конце 1-ого тысячелетия нашей эры это было распространенной практикой призывать на княжество князей из других родов. Людей того времени мало интересовало «патриотично или нет» призвание на правление чужого, зато было важно, что призванный становился независимым арбитром во внутренних конфликтах пригласившего племени. В зарубежных летописях удалось найти упоминание об одном князе с близким Рюрику именем Рорик. Велика вероятность, что это и есть призванный князь. Вот только про братьев никакой информации нет.
Не подтверждает версию о трех братьях и археология. В Новгороде, Белозере и Изборске и поблизости чего-то похожего на город в который можно было пригласить князя найти не удалось. Города появляются на указанных местах только через 100 лет после описываемых в летописи событий. Нет и следов огромной дружины. Но! версию об одном брате подтвердить можно. Как я сказал ранее, редакций летописи много. Одна из них указывает, что Рюрик пошел не в Новгород, а в Ладогу, и это археологическими раскопками подтверждается.
В общем, когда вы слышите рассказ, что Изборск город древний, то помните, что знающие люди подвергают этот факт сомнению и небезосновательно. Более реальным кажется и обоснованным представляется не первое, а второе упоминание об Изборске, произошедшее через 250 лет после призвание Рюрика.
Древний Изборск располагался не на месте сохранившейся крепости, а на месте так называемого Труворова городища. Оно расположилось на высоком треугольном плато над Городищенским озером. Построек времени Рюрика на нем нет, но можно заметить следы укреплений древнего города.
Городищенское озеро.
Озеро проточное. Через систему рек из него можно попасть в Балтийское море.
Вид с Труворова городища на озеро в строну «Нового» Изборска.
Вид на городище от озера.
Остатки вала. На Труворовом городище в 11-12 вв располагалась первая Изборская крепость. Первоначально она была обнесена частоколом, затем были построены и каменные стены с башней, или башнями.
Сейчас на городище пусто. Жизнь переместилась в Новый Изборск. За деревьями виднеется церковь Николая Чудотворца 16-ого века. Это все, что осталось от Николо-Городищенского монастыря, который существовал на этом месте в 16-17 вв.
Вид на церковь сбоку. Зеленый цвет — неудачная реставрация. Воду взяли из озера, но не очистили, и штукатурка зацвела. Интересно, что в стены церкви вставлены каменные кресты. Как я понял из книги Седова об Изборске, это распространенный метод украшения храмов в 16-ом веке в этом регионе.
Вход в храм. В наш приезд храм был закрыт.
Еще один вид плато, на котором располагался город.
Склон городища.
Сейчас, на Труворовом городище расположено старое кладбище. Начались захоронения на нем в 14-15 вв.
—
Через кладбище пролегает короткий путь до Никольской церкви. Надо войти в эти ворота.
Среди современных захоронений встречаются и старинные надгробия.
На кладбище расположен так называемый Труворов крест, который к Трувору отношения никакого иметь не может. Он датируется 14-15 вв и, судя по виду и надписи («Царь славы Иисус Христос Ника), был поставлен жителями перед въездом в старый Изборск. Рядом с крестом расположена плита с геометрическими фигурами. Одна похожа на лесенка, вторая — несколько вписанных один в другой квадратов соединенных черточками. Мистики в них искать не стоит. Квадрат очень похож на поле для логический игры «в мельницу», которая была распространена на Руси в средние века.
Да, забыл развенчать еще одну легенду. Часто можно услышать, что Труворово городище старше соседнего Пскова. Это не так! Археологи датируют оба поселением последней четвертью первого тысячелетия нашей эры, при этом добавляя, что поселение на месте псковского крома было к тому моменту более развито, и найденные артефакты говорят об обширной торговле Пскова с миром, в то время, как аналогичных артефактов в Изборске найдено не было.
Вид на новую Изборскую крепость и современный Изборск. О ней расскажу в следующий раз.