1900 – Нейшн Кэрри разгромила первый пивной бар. Огромная женщина с топором стала страшным кошмаром посетителей питейных заведений Канзаса. Зеленый змий погубил первый брак «разрушительницы» и она возглавила движение за трезвость. Поначалу Нейшн вместе с компанией молящихся дам читала в барах лекции и распевала серенады, но особое впечатление на любителей горячительных напитков эти методы не произвели. Тогда, услышав во сне ответ на свои молитвы, Керри вооружилась камнями, пошла в трактир и разнесла в щепки барную стойку, стаканы и бутылки. Ее второй супруг пошутил, что стоило бы для пущей острастки взять в руки топор. Нейшн юмор не оценила, а топор стал с тех пор ее неизменным спутником в борьбе с «губителями душ». Около 30 раз после учиненных погромов воительницу арестовывали, но, выплатив штраф, она продолжала свое правое дело, которое считала священным призванием. Грозе пьяниц установили памятник, посвятили книги и даже оперу. (Читайте также «Притча про ненасытную женщину»)
Год великого перелома
1929 – по инициативе Сталина в стране началась сплошная коллективизация. «Либо назад – к капитализму, либо вперед – к социализму» – поставил вопрос ребром генеральный секретарь. Крестьян, наживших крепкое хозяйство своим трудом, клеймили «кулаками». В ту же категорию попадали все сельчане, недовольные новой властью. Их расстреливали, отправляли на каторгу или в колонию-поселение. За год свои дома покинули около трех миллионов «кулаков» и «подкулачников». Остальных крестьян насильно загоняли в колхозы, забирая землю и живность в общее пользование. Чтобы не лишиться последнего, люди начали резать скот и сокращать посевы. (Читайте также «Неизвестный Сталин»)
Без бумажки ты – букашка
1932 – в СССР введена единая паспортная система с обязательной пропиской по месту жительства. В паспорте ставился также штамп предприятия или учреждения, где работал владелец документа. Новшество ограничивало свободу передвижения горожан: на работу без прописки не брали, а прописку не давали, пока не принесешь справку с работы. Сельских тружеников вообще лишили паспорта, а чтобы выехать в город, им требовалось получить письменное разрешение в сельсовете. Человека без паспорта могли арестовать и лишить свободы на пару лет. (Читайте также «Норильск: от лагеря к заполярной столице»)
Поющая эскадрилья
1973 – состоялась премьера фильма «В бой идут одни старики». Картину режиссера и актера Леонида Быкова презентовали в Госкино Украины чиновникам и летчикам-фронтовикам. Музыкальная эскадрилья, жар первых боев, военный роман и крепкое мужское братство тронули многих. Ленту посмотрел и Александр Покрышкин – прославленный советский ас, трижды Герой Советского Союза, сбивший в 156 воздушных боях 59 фашистских самолетов. Когда в зале зажгли свет, от присутствующих не укрылось, что Покрышкин вытирает слезы. (Читайте также «Георгий Данелия: «Сценарий «Джентльменов удачи» расходился как бестселлер»)
В чем сила «Брата»?
1971 – родился актер, сценарист и режиссер Сергей Бодров. Отец, известный режиссер, отговорил сына поступать во ВГИК. Бодров-младший окончил истфак МГУ с красным дипломом, затем аспирантуру, позже защитил кандидатскую диссертацию. В 1995 году он уговорил отца взять его с собой на съемки «Кавказского пленника» в Дагестан, готовый выполнять любую работу. Там он сыграл одну из главных ролей, получив признание критиков. Зато не так благосклонно приняли ценители киноискусства его новый фильм «Брат». Героя, неожиданно ставшего культовым в стране, обвиняли в русофобии и недалекости. Сам же Сергей отвечал:
Знаю, что Данилу часто упрекают в том, что он примитивен, прост и незамысловат… Ну, отчасти я с этим согласен. Но у меня на его счёт в мозгу возникает некая метафора: мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего ещё в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встаёт и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата…
(Читайте подробнее «Данила Багров: герой нашего времени»)