Поплевать и потереть – сейчас такие манипуляции с тушью для ресниц кажутся современным женщинам странными. А в советское время это был привычный утренний ритуал. Каждая знала, что лучшая тушь – «Ленинградская»! А лучшая она, потому что единственная.
Режим накладывал на представительниц прекрасного пола обязательство быть гражданкой, работницей, матерью. Несмотря на жесткие рамки, девушки все равно не могли отказаться от многих женских штучек. Сложно представить сейчас, как им приходилось выдумывать совершенно невероятные трюки, чтобы преумножать свою красоту с помощью косметики.
В 20-30-е годы ушедшего века достать ее было невозможно. Послереволюционный период ознаменовал полупустые прилавки продуктовых магазинов, чего уж говорить о хозяйственных отдельчиках, в которых гулял ветер. Спасали бабушкины сундуки. Еще помня об образе настоящей благопристойной девушки, который прививали в гимназиях, женщины изобретали все новые и новые способы улучшить свой внешний вид. Например, они догадались использовать для собственной красоты средства, имеющие совершенно другое предназначение. Например, отсутствие в арсенале модницы карандаша для век нисколько не было проблемой. Красавицы просто брали обычный карандаш, нагревали грифель на свече, немного остужали и получившимся составом подводили глаза.
Современные визажисты крайне любят трюк, который от безысходности изобрели еще наши прабабушки – использовать губную помаду вместо румян. Кстати, эта уловка не вышла из обихода даже тогда, когда на прилавках можно было найти все, что душе угодно. Отчетливо помню, как в девяностые бабушка ловко ставила помадой по три точки на каждой щеке, а потом яростно растирала получившийся румянец.
Лишь в конце 30-х власти заговорили о гигиене и красоте, причем о последней – в наименьшей степени. Созданный в 1938-м году московский Институт гигиены и косметики занимался в основном производством зубных порошков и мыла.
Широкое (настолько, насколько вообще могла) распространение косметика получила только к 60-м. Кто из нас не помнит знаменитую «тушь-плевалку», которая «наращивала» длину аж до самых бровей! А чтобы создать эффект более разделенных пушистых ресниц, особенно отчаянные модницы разделяли комочки подсохшей туши острой иголочкой или булавкой. Цену красоты в полной мере осознавали при попадании под дождь: «Ленинградская» создавалась на основе мыла и, конечно, плыла прямо в глаза, едва намокнув.
Тон лица обеспечивали несколько видов пудры, которые можно было обнаружить в арсенале каждой женщины. Например, матовой и шелковой на ощупь кожу делала рассыпчатая пудра «Лебяжий пух». Детей советских красавиц эта белая коробочка приводила в состояние восторга: каждый раз при открытии крышечки в воздух взмывало веселое облако белоснежной пудры. Пуховка не прилагалась к упаковке, поэтому средство наносили кусочком ватки, отчего пудровое облако вокруг женщины становилось еще больше.
Кстати, в копилку уловок красоты гражданок можно добавить еще и использование зубного порошка в качестве пудры. Сейчас бы мы до этого не догадались, но «Лебяжий пух» была по консистенции настолько похожа на средство для чистки зубов, что вариант экономии пришел женщинам сам.
Пудра «Ленинградская» (видимо, в комплект к туши) выпускалась уже с цветом. Рекомендация по нанесению сейчас выглядит крайне умилительно: «Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки не гигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном». Кстати, именно ее мы можем увидеть в начальных кадрах фильма «Служебный роман».
Негласно главным средством ухода за лицом и телом стал Детский крем. Появившийся еще в 50-х, он выпускается и сейчас, причем пользуется большой популярностью. Крем отлично защищал кожу от мороза, неплохо питал ее, а его единственным недостатком был достаточно специфический запах.
С началом 70-х советские граждане выучили новое для себя слово – «импорт». Хорошая импортная косметика марок Lancome и Estee Lauder стоила больших денег, а достать ее можно было только по очень большому знакомству. Девушки с меньшими запросами довольствовались виршами китайской, польской и индийской промышленности.
В 80-е на рынки выбросили разнокалиберные косметические наборы марки Ruby Rose. Каждая могла подобрать себе палетку по возможностям – от крошечных «двушек» теней до целых косметических дворцов с несколькими уровнями и большим панорамным зеркалом. Кислотные перламутровые цвета, неловко намазанные до бровей, стали отличительным знаком нового поколения. Старшее поколение, с опаской посматривающее в сторону импорта, придумало байку о том, что в Союз свозят косметику, которой на Западе красят покойников! Но молодежь это не остановило, все с прежним упоением продолжали расцвечивать лица.
Великая Коко Шанель говорила, что девушка, которая не пользуется косметикой, слишком высокого мнения о себе. Видимо, самооценка советских женщин была на приемлемом уровне , а оттого и дошли до нас десятки по-настоящему работающих способов поддержания собственной красоты.