Специалисты считают, что одно из самых главных качеств каждого человека — отсеивать информацию и учиться принимать решение самостоятельно. Но как этого достичь, если вездесущие журналисты продолжают навязывать свое мнение? Удивительно, но именно продукты их деятельности могут развить такие качества. Все дело в медиаграмотности. Об этом и расскажет HistoryTime.
…если западные рекламисты в производстве плакатов опирались (и опираются) на мотивационную психологию потребителей, используя даже фрейдистские теории о затаенных биологических и сексуальных комплексах, то, конечно, говорить то же самое об авторах советских плакатов не приходится.
Это совсем не означает то, что плакаты советского времени отличались малой выразительностью. Такие шедевры, как «Ты записался добровольцем?» (Д. Моор), «Родина-мать зовет» (И. Тоидзе), «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Дойдем до Берлина» (Л. Голованов) по степени воздействия на зрителя сопоставимы с великими образцами высокого искусства.
Рекламные плакаты Госстраха создавались с момента основания компании в октябре 1921 года, а распространялись они, за исключением единичных случаев, бесплатно.
Также Советский союз развернул обширнейшую кампанию по медиаразвитию своих граждан. Для детей организовывались кружки по интересам: одним из самых популярных считалось общество «юнкоров» — юных корреспондентов. Маленькие граждане нового государства учились беседовать с героями своих статей и даже снимать небольшие кинофильмы — конечно, если у руководства кружка хватало средств на камеру.
Со школьной скамьи заинтересованных в этом детей учили писать статьи, организовывать красивые стенгазеты. Стенгазета стала негласным символом нового государства. Партия отмечала, что стенная печать имеет важнейшее значение в построении социализма. Количество таких газет возросло в разы: теперь их начало выпускать едва ли не каждое предприятие и объединение в стране.
Таким образом, к середине 70-х годов XX века в Советском союзе насчитывалось уже более 2 миллионов стенгазет и различных приложений к ним — «молний», «боевых листков» и проч.
Профессор Института журналистики, коммуникации и медиаобразования И. А. Фатеева в своей работе «Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации» отмечает, что впервые сам термин «медиаобразование» появился в нашей стране лишь в 80-х годах ушедшего века.
Медиаобразование – это совокупность системных действий субъектов медиаобразовательной деятельности, направленных на формирование личности, обладающей культурой общения со средствами массовой коммуникации на основе гуманистических идеалов и ценностей.
Упавший «железный занавес» принес в СССР массу невиданных до этого времени технических новшеств. И, казалось бы, вот оно — то самое время для развития медиаграмотности! Но, как обычно это и бывает в нашей стране, набранные обороты резко пошли на снижение. Школьные редакции продолжили делать стенгазеты, но уже реже. Одна газета могла висеть на стене класса до полугода! Преподаватели не спешили набираться нового опыта в освоении достижений прогресса. «Учили раньше хорошо — и ладно!», — вот негласный девиз учителей в конце 80-х.
И лишь сейчас о медиаобразовании заговорили вновь. Уже не вполголоса, а громко и ясно. Кто знает, может, наконец, пришло то самое время?