Альбом «Самолеты Германии», изданный Военным издательством Народного Комиссариата обороны СССР в 1941 году. В альбоме приведены рисунки и основные тактико-технические данные 49 типов самолетов третьего Рейха. Судя по дарственной надписи, брошюра принадлежала моряку — возможно, зенитчику, закончившему службу в 1944 году. Состояние соответствует возрасту издания. После войны был разрисован детьми.
* * *
Предпринятая в 1941 году тогдашним начальником Генштаба Красной армии Г.К.Жуковым реформа вооруженных сил была направлена на подготовку к уже очевидно неизбежной войне с Германией. Наряду с серьезными кадровыми проблемами, связанными с массовыми репрессиями командного состава РККА в 1937-1940 годах, армия испытывала острый дефицит современнной техники, средств связи, инфраструктуры. Финская война продемонстрировала крайне слабый уровень подготовки и оснащения войск, что, по позднейшим свидетельствам многих высших должностных лиц нацистской Германии, подтолкнуло Гитлера к мысли о возможности блиц-крига в войне с СССР. Однако официальная советская пропаганда не позволяла вслух говорить о неизбежности будущей войны, равно как и о недостатках в РККА. Между тем, события в Польше и Франции продемонстрировали важнейшую стратегическую роль моторизованных частей и танковых соединений. Стоявшие на вооружение в 1940-41 годах советские танки уже не отвечали современным требованиям — однако и об этом говорить было нельзя. В еще более плачевном состоянии пребывала советская авиация. Не лучше обстояли дела и с противовоздушной обороной.
А между тем еще в 1936 году война в Испании наглядно продемонстрировала ударную мощь и разрушительную силу авиации. Однако советская пропаганда усиленно воспевала «сталинских соколов» и бравых танкистов, а любые разговоры о совершенствовании имеющегося вооружения воспринимались как пораженческие.
В этих условиях выход брошюр «Самолеты Германии» и «Самолеты СССР» задумывался как одним из способов распространить информацию о технике потенциального противника, а заодно и сравнить тактико-технические характеристики самолетов двух стран. Оба альбом вышли в свет уже с началом войны, в 1941 году, и неожиданно получили новое применение — благодаря четким рисункам и чертежам бойцы ПВО и простые граждане могли уже по силуэту различать советские и вражеские самолеты, так что альбом стал карманной книгой для советских зенитчиков и жителей городов — тушителей «зажигалок». С его помощью можно было без труда отличить истребитель Мессершмитт Ме-109 или Фокке-Вульф FW-187 от бомбардировщиков Хейнкель Не-111, Дорнье Do-215 или Юнкерс Ju-88.
Любопытно, что аналогичные издания выпускались и в нацистской Германии начиная с 1939 года — правда, основное внимание в них уделялось не советским, а британским самолетам. По вполне понятным, впрочем, причинам.