Главная особенность инквизиции на территории современных Соединенных Штатов заключалась в том, что её формально никогда не существовало. Виселицы, обвинения в колдовстве, жестокие пытки — все это, конечно, было, только занимался подобными делами не церковный суд, а светский. Редакция HistoryTime рассказывает о самом громком ведовском процессе в американской истории.
Особенности национальной охоты
Несмотря на то, что наиболее известный в истории суд над ведьмами — так называемый Салемский процесс, о котором мы подробно расскажем далее — произошёл именно на территории Штатов (тогда эти земли ещё считались колонией Британии), в Америке случаев казни за уличение в колдовстве было существенно меньше, нежели в Европе. Причём на ведьм охотились преимущественно на севере: в южной части материка практически не зафиксировано случаев расправы над колдуньями. Ну, или, точнее, теми несчастными, которые отправлялись над тот свет, незаслуженно получив такое громкое именование. Всего в Новом Свете по обвинению в ведовстве было казнено 36 человек — ничтожная цифра по сравнению с многими тысячами жертв европейской инквизиции. Кстати, костры смерти на территории США не пылали: здесь с ведьмами поступали более гуманно — их отправляли на виселицу. Впрочем, вряд ли это было для них сильным утешением.
Салем — город ведьм
19 из 36 несчастных были повешены в Салеме в течение нескольких месяцев. Кроме того, одного пожилого мужчину раздавили камнями, а также около 200 человек оказались в тюремном заключении, где скончались еще по меньшей мере пятеро. Происходили эти страшные события в 1692 — 1693 годах. Это время было для Новой Англии весьма непростым: проблемы во внешней политике (со стороны французов как дамоклов меч нависла угроза нападения) сочетались со сложной ситуацией во внутренней: стычки с индейцами, неподъемное налоговое бремя, эпидемия оспы… Разумеется, простой народ, не видящий разумного объяснения свалившимся невзгодам, был твердо убежден, что все неприятности — от лукавого. А где дьявол — там и ведьмы, его земные наместницы, поэтому в такие тяжелые периоды, как 1692 год, люди начинали еще более настороженно, чем в относительно спокойное, мирное время, относиться ко всему тому, что хотя бы отдаленно могло напомнить колдовство.
Именно такой исторический контекст сопутствовал печально известному Салемскому процессу. Катализаторами, запустившими этот кошмарный механизм правосудия, стали… две маленькие девочки. У дочки и племянницы местного пастора, Сэмюэла Пэрриса, внезапно обнаружились признаки доселе невиданного заболевания. Элизабет и Эбигейл бились в припадках, кричали по-звериному, истерили и закрывали уши, когда несчастный священник, в доме которого происходила вся эта вакханалия, пытался читать проповедь. Врачи, которым отчаявшиеся родители показали своих прелестных дочурок, напоминавших маленьких демонов, не придумали ничего умнее, как диагностировать, что девочки одержимы дьяволом.
Устами младенца глаголет истина
Доктора не ошиблись: дети и правда оказались исчадиями ада, но скорее в переносном, чем в прямом смысле. По мнению большинства современных ученых, Элизабет и Эбигейл просто притворялись, чтобы поиграть в интересную игру и привлечь к себе внимание. Однако в ту пора эта здравая не мысль не посетила ничьей головы, и девочек начали допрашивать на предмет того, кто же мог их околдовать. Недолго думая, детки указали на горничную Титубу — уроженку одной из африканских стран. Девушка была уличена в том, что проводит национальные ритуалы и гадает, и вскоре Титуба была заключена в тюрьму и затем казнена. Однако во время жестоких пыток африканка назвала еще несколько имен «ведьм» (чего только не сделаешь под страхом смерти). Количество обвинений в колдовстве начало расти, как снежный ком. Более того, зачинщицы этого безумия, Элизабет и Эбигейл, распробовав вкус жестокой игры, начали указывать на все новых и новых людей. Не остались в стороне и другие местные девочки: вскоре «одержимых» стало существенно больше.
Причастными к ведовству в те годы в Салеме считали практически всех: к казни приговорили и пожилую вдову, и нищенку, и женщину, коллекционировавшую восковых кукол. Вскоре лапы правосудия добрались и до мужчин: во время тщетных попыток палачей выбить признание скончался салемский фермер: пожилого мужчину (ему было без малого 80 лет) раздавили тяжелыми камнями. Также под горячую руку попал и местный пастор. Самой юной жертвой всеобщей истерии стала Дороти Гуд — девочке было всего четыре года. Ее арестовали вместе с матерью и заперли в тюремную камеру, где бедный ребенок провел около девяти месяцев. Маму Дороти казнили, а сама девочка хоть и осталась в живых, но навсегда потеряла рассудок.
Охота на салемских ведьм прекратилась лишь в 1702 году, когда один из местных священников на свой страх и риск предположил, что дьявол может принимать облик невинных людей, поэтому видениям одержимых не всегда можно доверять. Его идея была принята, и только тогда заключенных выпустили на свободу и сняли с них все обвинения. Впрочем, казненных было уже не вернуть.