Насильно приведенные в музей мальчишки беззастенчиво тыкают в него пальцем с восхищенными воплями. Картины Брейгеля-старшего притягивают к себе внимание именно из-за него, ведь совершенно непонятно, что это такое грандиозное изображено. Он – гульфик. Как, а самое главное – зачем появился этот элемент мужского туалета, сегодня расскажет HistoryTime.
Пятьсот лет назад гульфик был неотъемлемой частью мужского гардероба. Пикантная деталь костюма имела вполне двусмысленный вид: она как бы прикрывала мужское достоинство, но одновременно и привлекала к нему внимание. Мишель де Монтень в 1580-м году говорил о гульфике следующее:
Это пустая и бесполезная модель того члена тела, который не имеет даже приличного наименования, но которой, тем не менее, мы бравируем на публике.
В эти годы платье мужчин представляло собой сочетание двубортного дублета, либо туники с брюками, плащом или мантией. Интересна конструкция брюк: это были две отдельные штанины, вытканные из льна (в теплое время года) или шерсти (в холода). Каждая такая штанина по отдельности крепилась к дублету. Но шли годы, мода становилась все смелее, а длина верхней части одежды — короче. Чем меньше была длина дублета, тем, соответственно, меньше и длина мантии. Все мужские «подробности» становились при таком раскладе чрезвычайно видны. И подобная откровенность сильно не нравилась моралистам.
Святой Бернард Сиенский в проповеди 1429-го года отмечал, что неприемлемо поступают родители, обряжающие собственных сыновей в«дублет, который доходит лишь до пупа [и] чулки с небольшим куском впереди и одним позади, так что они показывают много плоти содомитам». И через четыре года, в 1463-м, парламент Англии и в частности сам король Эдуард IV подписали указ, который сейчас вызывает ироничную ухмылку — «прикрывать свои сокровенные члены и зады».
Выход нашли. На «причинное место» пришили треугольный кусок ткани, который получил название «braye». Нижним углом треугольник крепился к штанинам, а двумя верхними — к дублету. Но вскоре этот платок был заменен на похожий, но с возможностью делать вкладыши — специально для того, чтобы удерживать, по Монтеню, «наши секретные части».
Во все времена люди не сторонились разврата, а самолюбие подталкивало еще сильнее. Вот и с помощью гульфиков мужчины приловчились демонстрировать свою маскулинность. Правда, естественно, преувеличенную. Иногда эта деталь гардероба достигала попросту гигантских размеров. Конечно, спасибо тканевым вкладышам за это.
Кроме того, как и всегда, мужчины холили и лелеяли свое достоинство, а потому гульфики зачастую украшались простой вышивкой или даже вышивкой с драгоценными камнями. Кроме того, их делали из самого дорогого шелка и покрывали самыми удивительными узорами.
Из-за нежности материалов, из которых они были изготовлены, гульфики почти не сохранились к настоящему дню. Несколько «выживших» сделаны из более плотных тканей и даже металлов. Так, например, на бархатный гульфик губернатора Эстонии Сванте Стенссона Стуре особенно пытливый турист сможет полюбоваться в соборе города Уппсала. А если вам по душе более «бронированные» версии, то гульфик Генриха VIII ждет вас в лондонском Тауэре. Ну как, есть желающие?
Многие историки моды считают, что гульфик ушел в анналы истории, благодаря внезапно нахлынувшей моде на женственность. Начали появляться круглые воротники из плиссированной ткани, брюки галифе, придающие бедрам дополнительную округлость. Так, акценты сместились на лицо и бедра.
Гульфик, похожий на современный, то есть пуговицы или молния, закрытые полоской ткани, появился лишь в XIX веке, в 1820-м году. Спустя десять лет, журнал The Gentleman’s Magazine of Fashion опубликовал разгромную статью, где назвал новые гульфики «неделикатными и отвратительными».
А самая современная застежка-молния стала наиболее популярной только в следующем столетии, в 1930-м году. И, конечно, это не могло быть не связано с рекламой самых разных джинсовых фирм и, соответственно, производителей застежек для них. Этот период историки шутливо называют «борьбой за гульфик». Рекламная кампания была построена вокруг идеи о «зазороболезни»: герои в ней жаловались на зазоры, которые оставались между пуговицами в застежке. Через них в «самое святое мужское место» могли легко проникать пыль, ветер и… любопытные взгляды дам.