Вальпургиева ночь традиционно считается временем самого главного шабаша нечистой силы. Многие верят, что именно в эту ночь ведьмы собираются вместе, чтобы предаваться порокам с Дьяволом. Но так ли это? HistoryTime разобрался в истории самого «черного» праздника христианства.
Традиция отмечать ночь с 30 апреля на 1 мая пришла к нам от кельтов. У этого народа существовало восемь праздников, которые делили год, соответственно, на восемь равных частей:
- День зимнего солнцестояния
- День летнего солнцестояния
- Имболк (в христианстве начал называться Сретением) — день встречи зимы с весной
- Бельтейн (та самая Вальпургиева ночь)
- Самайн (он же Хеллоуин)
Изначально праздники Бельтейн и Самайн были полной противоположностью друг друга. Самайн считался праздником нечистой силы и отмечался глубокой осенью, 31 октября, тогда как жизнерадостный Бельтейн был посвящен плодородию и праздновался 30 апреля. По правде сказать, точную дату последнего историки определили искусственно: кельты не привязывали Бельтейн к определенному дню в календаре, а отмечали его тогда, когда отцветал боярышник.
Этот момент считался для кельтов сокровенным: ночь перед 1 мая означала переход в лето, наступление времени «большого солнца». Именно в этот момент, считали они, двери привычного мира открываются и впускают потустороннюю силу.
Бельтейн считался праздником плодородия, а потому и символы у него были определенные, фаллические. Нет, ну а чего тушеваться-то, действительно. И по сей день в некоторых городках и деревушках Англии и Ирландии соблюдают странную традицию — плясать и водить хороводы вокруг шеста, увитого лентами и цветами, прямо как у нас вокруг елочки.
В день праздника плодородия обязательно жгли костры. 1 мая скотину можно было, наконец, выпустить пастись на луга, но перед этим необходимо было прогнать ее между двумя рядами костров. Древние кельты считали, что животные таким образом очищаются от зимних хворей и набираются новых сил.
В конце праздника выбирали майскую королеву. Девушка, удостоившаяся столь почетного звания, единственная могла носить в этот день одежду зеленых цветов. Все дело в том, что кельты верили в эльфов, а зеленая одежда, по их мнению, помогала приблизиться к этому маленькому народцу.
Идиллическая картина, не правда ли? Все не могло быть так прекрасно, а потому религия непременно должна была вмешаться в привычный ход вещей. Воцарившееся христианство упразднило богов древних кельтов, а их праздники и вовсе чуть ли не придало анафеме! То, что окончательно запретить не удалось, «переквалифицировали» в более богоугодные торжества. Например, Самайн стал Днем всех святых. Бельтейн и вовсе попытались забыть.
Впервые о Бельтейне снова заговорили только во время средневековой инквизиции (представляете, сколько времени прошло?), первые официальные упоминания о нем нашлись в протоколах. Вот только прежнее название было заменено — постарались немцы. Они переименовали привычный день плодородия в Вальпургиеву ночь — в честь реально существовавшей исторической фигуры.
Святая Вальбурга родилась в 710-м году в британском Девоншире. Она была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии, и Винны, сестры святого Бонифация, апостола Германии. Оба ее брата, Виллибальд и Винибальд, тоже были канонизированы. Отправившись в паломничество на Святую землю вместе с сыновьями, Ричард поручил свою 11-летнюю дочь заботам аббатисы Уинборнского монастыря, известного своими строгими порядками. 26 лет она провела там. Вальбурга настолько хорошо изучила языки, что описала на латыни путешествие своего брата в Палестину. Также на родном английском она вела повествование о жизни своего второго брата. Поэтому часто святую Вальбургу называют первой писательницей Англии и Германии.
К середине VIII века дядя Вальбурги, Бонифаций, принял решение, что Германии просто необходима собственная система монастырей. Со всей Британии согнали миссионерок, чтобы перевезти их в новые храмы и монастыри. Корабль отправлялся в ясную, спокойную погоду, но уже через несколько часов после отплытия судно попало в ужаснейший шторм. Вальбурга упала на колени и начала молить господа о спасении — и стихия тут же отступила.
Лишь только корабль пришвартовался к берегу, моряки тут же начали рассказывать каждому встречному о чуде, которое совершила Вальбурга. Впечатлительные люди начали встречать монахиню с благоговением. Кстати, теперь она считается покровительницей моряков, и считается, что именно к ней надо обращаться, если человек боится плавать.
Вальбурга умерла 25 февраля 777 года. Спустя сто лет слава ее поутихла, а чудеса и вовсе забылись. Так продолжалось до того момента, пока новый епископ не решил восстановить полуразрушенные монастыри. Неловкие рабочие осквернили могилу Вальбурги, и ее грозная тень, по преданию, явилась епископу. 1 мая останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. Из скалы начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней. Вальбургу канонизировали, причислив к лику святых.
По незнанию многие путают Вальпургиеву ночь с Днем всех святых. Некоторые считают, что именно в эту ночь вся нечистая сила собирается на Лысой горе восхвалять Дьявола. Но, как видите, история праздника говорит нам совсем о другом.