Бог огня в греческой мифологии описывался как могучий хромой кузнец, который сутки напролет ковал железо в своей пещере. Одна из древних легенд гласит, что именно в его кузне был изготовлен знаменитый греческий огонь. Потом Гефест подарил его жрецам, которые ему поклонялись. Пожалуй, нет и не было в мире изобретения более феноменального, чем греческий огонь. Много веков назад он наводил животный ужас на врагов, но и до сих пор не дает покоя людям. Наша редакция продолжает рассказ об этом невероятном изобретении древности.
Историк Георгий Амартол пишет, что разгром Игоря после атаки огненосных хеландий довершила флотилия других боевых византийских кораблей: дромонов и триер.
На основании этого ценного признания можно сделать предположение относительно организационной структуры византийского флота X века. Специализированные корабли – хеландии – несли сифоны для метания «греческого огня», поскольку, надо полагать, считались менее ценными (чем дромоны и триеры), но более конструкционно приспособленными для этой функции.
В то время как крейсерами и линкорами византийского флота были дромоны и триеры – которые сражались с неприятелем в классической для всей эпохи допороховых парусно-весельных флотов манере. То есть посредством тарана, обстрела различными снарядами из имеющихся на борту метательных машин и, если требовалось, то абордажем, для чего располагали достаточно сильными отрядами бойцов.
Позднее византийцы использовали «греческий огонь» против русов как минимум еще один раз, в ходе Дунайской кампании князя Святослава, сына Игоря («Сфендослава, сына Ингора» у историка Льва Диакона). В ходе борьбы за болгарскую крепость Доростол на Дунае византийцы блокировали действия флота Святослава при помощи огненосных кораблей.
Вот как описывает этот эпизод Лев Диакон: «Тем временем показались плывущие по Истру огненосные триеры и продовольственные суда ромеев. При виде их ромеи несказанно обрадовались, а скифов охватил ужас, потому что они боялись, что против них будет обращен жидкий огонь. Ведь они уже слышали от стариков из своего народа, что этим самым «мидийским огнем» ромеи превратили в пепел на Евксинском море огромный флот Ингора, отца Сфендослава. Потому они быстро собрали свои челны и подвели их к городской стене в том месте, где протекающий Истр огибает одну из сторон Дористола. Но огненосные суда подстерегали скифов со всех сторон, чтобы они не могли ускользнуть на ладьях в свою землю.»
Использовали византийцы греческий «огонь» и при обороне крепостей. Так, на одной из миниатюр «Хроники» Георгия Амартола из тверского списка (нач. XIV в.), хранящейся в московской Государственной библиотеке имени В.И.Ленина, можно видеть изображение воина с огнемечущим сифоном в руках (слева вверху).
Далее, известно, что в 1106 году «греческий огонь» был применён против норманнов во время осады последними Дураццо.
«Греческий огонь» применялся и против венецианцев во время Четвёртого крестового похода (1202-1204). Что, впрочем, не спасло Константинополь – он был взят крестоносцами и подвергнут чудовищному разорению.
Секрет приготовления греческого огня хранился в строгой тайне, однако после завоевания Константинополя рецепт изготовления греческого огня был утерян.
Последнее упоминание об использовании греческого огня относится к осаде Константинополя в 1453 году Мехмедом II Завоевателем: греческий огонь тогда применяли как византийцы, так и турки.
После начала массового применения огнестрельного оружия на основе пороха, греческий огонь потерял своё военное значение, его рецепт был утрачен в конце XVI века.