Весной 711 г. берберский полководец Тарик ибн Заяд вместе со своим войском пересек узкий пролив, отделяющий Африку от Испании. Античное название этого пролива, или, вернее, окружающих его скал, — Геркулесовы Столпы, но позже он получил название Гибралтар, что означает «гора Тарика». Через два года почти вся Испания превратилась в провинцию Арабского халифата. Не захваченными остались лишь труднодоступные горные районы на севере полуострова.
Здесь образовалось несколько христианских королевств. Позже они стали очагом антиарабского движения на полуострове, их политика положила начало христианской Реконкисте.
Арабы сделали своей столицей Кордову, древний город, основанный римлянами в 169 г. до н.э. Среди завоевателей не было единства, за первые 40 лет после мусульманского завоевания в Кордове сменилось 20 правителей.
По иронии судьбы, испанские арабы получили политическую стабильность благодаря династическому перевороту на родине своих предков.
В 747 г. в Дамаске, столице халифата, вспыхнуло восстание. Правившие почти сотню лет халифы из династии Омейядов были свергнуты, к власти пришла новая династия — Аббасиды. Столица халифата переместилась в Багдад. Но одному из Омейядов удалось бежать. Это был совсем молодой принц Абд ар-Рахман аль-Муавийя. Европейцы часто произносят это имя как Абдурахман. Он приходился внуком свергнутому халифу Дамаска. Сперва принц бежал в Северную Африку, затем, не найдя здесь безопасности, переправился со своими сторонниками в Испанию. В 756 г. принц-изгнанник, овладев Кордовой, объявил о создании независимого Кордовского эмирата. В историю он вошел под именем Абдурахмана I Пришельца. Его потомки, которых обычно называют испанскими Омейядами, правили в Испании вплоть до распада Кордовского халифата в XI в.
В 929 г. кордовский эмир Абдурахман III объявил себя халифом, а свое государство соответственно халифатом. Обладатель титула халифа был не просто светским правителем государства, он считался также духовным владыкой, наследником пророка Магомета. Но во времена Абдурахмана III этот титул уже не означал власти над всеми мусульманами. Мир ислама переживал дробление, распадение на многочисленные независимые государства. Эта тенденция не обошла стороной и Пиренейский полуостров. В XI в.
Кордовский халифат распался на множество мелких эмиратов. Свой независимый эмир был теперь в Кордове, Севилье, Гранаде, Сарагоссе, Толедо, Малаге, Альмерии, Бадахосе. При таком положении вещей христианские королевства: Кастилия, Леон и Арагон постарались забыть свои распри и выступили как союзники против арабов. Война, получившая название Реконкисты, велась под лозунгом освобождения братьев-христиан от мусульманского гнета. Она продолжалась с переменным успехом 400 лет и закончилась в 1492 г. взятием Гранады, последнего оплота арабского государства Насридов объединенными войсками королевы Изабеллы Кастильской и короля Фердинанда Арагонского. Брачный союз этих двух монархов привел к образованию единой католической Испании.
Надо отметить, что владычество мусульман, или, как их называли в Испании, мавров, едва ли можно считать бедствием для населения Пиренейского полуострова. В VIII-XII вв. исламская культура переживала свой высший расцвет.
Это с трудом укладывается в нашем европоцентристском сознании, но под властью мавританских государей Испания превратилась в самую богатую, цивилизованную и просвещенную страну Европы. Здесь получило развитие орошаемое земледелие, были введены многие сельскохозяйственные культуры, неизвестные в других европейских странах. Благодаря арабам испанцы научились выращивать рис, сахарный тростник, шелковицу и апельсины.
В то время как по всей Европе города пришли в упадок, многие превратились в руины, многие сохранили лишь функции военных крепостей, — в Испании было целое созвездие городов — торговых, ремесленных и культурных центров. Арабское владычество оставило неизгладимый след в архитектурном облике Испании. Наверное, самым знаменитым памятником мавританского зодчества является Альгамбра — загородная резиденция властителей Гранады.