19 сентября 1919 года в Омске, начальник штаба Верховного главнокомандующего России генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс утвердил «Положение о дружинах Святого Креста», каждая из которых представляла собой одновременно воинскую часть и религиозное братство. Таким образом, в годы Гражданской войны, впервые после крестовых походов Средневековья, традиция создания боевых религиозных подразделений была вновь взята на вооружение — уже белогвардейцами.
Крест есть наша защита от большевистской заразы, ибо мы подвержены ей лишь через ослабление христианского духа; Крест — и наш меч против большевиков, ибо сатанинская сила рассеивается перед силой Креста. Крест — наш путь, Крест — наше спасение. Мы, борющиеся против большевиков, естественно становимся крестоносцами.
Так в 1919 году писал организатор дружин Святого Креста Дмитрий Болдырев, сын барнаульского губернатора, директор пресс-службы Русского бюро печати правительства адмирала Колчака.
Крестоносная пропаганда была пущена в ход еще в годы Первой мировой войны. Религиозный камуфляж помогал и Антанте, и кайзеру. Немцы заявляли, что на германском оружии почиет Дух Божий. Антанта твердила, что с их стороны война ведется за «высшие ценности христианской морали». Когда 9 декабря 1917 года войска Англии заняли Иерусалим, ее газеты писали:
Вновь христиане владеют святым градом. Для миллионов богобоязненных верующих эта победа означает великое свершение, более важное, чем рождение и уничтожение наций.
Похожая риторика вовсю использовалась и в России.
К сентябрю 1919 года наступательный порыв белых иссякал. Срочно требовались резервы. Генерал Дитерихс решил вербовать добровольцев. В Омске, Новониколаевске, Красноярске, Иркутске запестрели плакаты, призывавшие сибиряков идти на фронт. Началось создание совершенно новых добровольческих подразделений — дружин Святого Креста и Зеленого Знамени. Общее руководство их формированием возлагалось на генерала Владимира Голицына и профессора Дмитрия Болдырева. Духовное окормление выполнял митрофорный протоиерей отец Петр Рождественский. Он же был председателем братства по организации дружины Святого Креста и Зеленого Знамени памяти патриарха Гермогена.
Дитерихс провозгласил крестовый поход против большевизма, добровольцы-крестоносцы нашивали на грудь белые кресты. Клятва, которую они приносили на Святом Кресте и Евангелии, становилась символом их самоотречения. Численность дружин достигла 6 тысяч человек. Им предстояло стать примером жертвенности во имя победы.
В Новониколаевск для привлечения добровольцев в эти формирования приехал сотрудник Русского бюро печати Василий Иванов. Впоследствии он вспоминал:
Выехал из Омска в Новониколаевск. Там предо мной предстала, так сказать, сибирская провинция, где проходила эта самая мобилизация дружин Святого Креста. В большом соборе в чудесный осенний день выступал с проповедью сам профессор Болдырев. Был он в английском солдатском обмундировании с белым крестом на груди. Поверх формы был надет церковный стихарь, зеленый, с галунами. Он говорил о том, что большевизм есть «сила диавола» и одолеть ее можно только крестом. На оратора, стоявшего на амвоне, глядели многочисленные смущенные, недоумевающие или иронически настроенные слушатели.
Формирование дружин в Новониколаевске шло не очень успешно. Город был наводнен спекулянтами, кооператорами, торговцами, эсерами. Все, кто готов был сражаться с оружием в руках, уже давно ушли в добровольцы. Однако в населенных пунктах ближе к Алтаю идея организации дружин нашла значительную поддержку среди сельского населения — зажиточных крестьян и старообрядцев, готовых сражаться и не боявшихся войны.
Наряду с дружинами Святого Креста формировались и мусульманские отряды Зеленого Знамени, которые «изобрел» священник Василий Покровский. Потом он был главным священником при атамане Дутове, с казаками добрался до Шанхая, стал настоятелем Иннокентьевского собора, а к венцу карьеры — епископом Тяньцзинским.
Всего в армии адмирала Колчака служили около двух тысяч военных пастырей и полторы тысячи священнослужителей. Ими были созданы свои боевые формирования — такие, как полк имени Марии Магдалины или Святая бригада, состоявшая из полков Иисуса Христа, Богородицы и Николая Чудотворца. Со второй половины 1919 года эти части стали важным элементом в организации антибольшевистской борьбы на территории Сибири и Дальнего Востока.