Ни для кого не секрет, что актеры – очень суеверный народ. У них есть множество примет, которые они стараются не нарушать. Например, не говорить даже знакомым о спектакле до премьеры и не грызть семечки в театре (иначе не будет кассовых сборов). Некоторые даже ролей боятся, в постановках вроде «Макбета» и «Мастера и Маргариты. Что уж говорить о призраках, которых, согласно легендам, в театрах предостаточно. Так какие же из этих таинственных фантомов самые надоедливые?
Призрак Гранд-оперы
Наверное, самый знаменитый в мире театральный призрак – это так называемый Призрак Оперы, которого многие воспринимают только как книжного или киношного героя. И совершенно напрасно. Ходят слухи, что у этого персонажа был вполне себе реальный прототип.
Водился он, по преданию, в парижской Гранд-опере, которая вплоть до 70-х годов прошлого столетия была крупнейшим оперным театром в Европе. Здание огромно, это знают все, но большинство посетителей даже не догадываются, что основная его часть — это подземелья (те самые, по которым поплыли герои фильма «Большая прогулка», скрываясь от нацистов). Они располагаются на нескольких уровнях и имеют множество коридоров.
Однажды в одном из таких коридоров рабочие обнаружили скелет, припорошенный кирпичом. Страстный театрал и журналист месье Гастон Леру, узнав об этом, стал проводить собственное расследование по этому делк. Изучая находку, он был потрясен контрастом между чудовищным уродством черепа и наличием очень изящного женского кольца на пальце. Журналист опубликовал изображение кольца во всех газетах, надеясь, что кто-то узнает артефакт и откликнется. Но таковых не нашлось. Позже выяснилось, что трагедия произошла лет 30 назад, и осталось в живых еще несколько рабочих, строивших здание оперы. Леру удалось разговорить некоторых, и те вспомнили, что одним из архитекторов был человек с изуродованным лицом. Чтобы скрыть устрашающий вид, он носил маску, а если ее снимал, то даже закаленные каменщики пугались и осеняли себя крестом.
Но даже когда строительство было закончено, этот архитектор пожелал остаться работать в Опере для технического обслуживание здания, поселившись неподалеку. В то время в хоре пела девушка, которую полюбил этот самый мужчина, но она не ответила ему взаимностью. И тогда отвергнутый архитектор заманил ее в свой дом и продержал две недели в подвале. Что он там с ней делал — неизвестно, но говорят, что он все же отпустил девушку, а сам исчез. Стали ходить слухи, что влюбленный покончил собой изощренным способом, замуровав себя в подземельях Оперы. И якобы именно после этого в коридорах театра стал появляться призрак. Он проникал куда угодно, даже мог проходить сквозь стены. Гастон Леру, выслушав эту историю и записав ее, решил опубликовать услышанное в виде романа, сделав некоторые изменения и добавив таинственности. Так появился знаменитый готический триллер – «Призрак оперы», который был впервые опубликован в 1910 году.
Споры о том, существовал ли реальный прототип Призрака Оперы, ведутся до сих пор. Сам Гастон Леру утверждал, что существовал, причем во плоти и крови. Историки же считают, что Призрак всего лишь легенда, а наличию скелетах в стенах дают аргументированное объяснение. Во времена Парижской Коммуны в подвальных помещениях Оперы располагалась тюрьма, в которой расстреливали узников, а их тела замуровывали. Возможно, одна из жертв и стала тем призраком, который теперь незримо присутствует в здании.
В самом театре активно подпитывают интерес к своей легенде — для Призрака здесь даже выделена специальная ложа, которая, впрочем, всегда пустует. Хотя руководство театра и утверждает, что она — для почетных гостей, впечатлительные посетители Оперы часто видят в ее глубине темную фигуру в белой маске.
Кстати, французский театральный критик мадам де Вэйль в 1994 году опубликовала результаты своих исследований. И ее многолетние изыскания подтверждали версию именно Гастона Леру. Так может несчастный влюбленный действительно существовал или все это выдумки мнительных писателей?
Фантомы Королевского театра на Друри-лейн
Но самый настоящий рассадник призраков вовсе не Париж, а Лондон. И его театры — не исключение. К знаменитым лондонским зданиям, за которыми закрепилась дурная слава, по праву можно причислить Королевский театр на Друри-лейн. В этом старинном здании, по рассказам, водится не одно привидение.
Самое известное из них, конечно, «Человек в сером», которого за последние 200 лет видели десятки испуганных актеров и театралов. Призрак любит расхаживать по театру в бриджах, сюртуке и шляпе-треуголке. Чаще всего его замечали торжественно идущего через весь зал по проходу между креслами, затем он исчезал, растворяясь в воздухе. Но иногда «Человека в сером» видели сидящим в одном из зрительских кресел, видимо, когда тому особенно нравилась постановка. Говорят даже, что его появление перед спектаклем было счастливым предзнаменованием – якобы любая премьера, на которой он появился, обречена на успех. А сами актеры рассказывают, что однажды «Человек в сером» возник среди них на сцене, когда они делали фото, но, увы, на фотографии его образа не оказалось.
Откуда же взялся этот призрак? В начале XX века во время ремонта в Королевском театре нашли маленькую комнату с распростертым на полу человеческим скелетом, меж ребер которого торчал огромный нож. Следствие ничего не дало, но по одной из версий этот человек был убит управляющим театра. После отпевания и достойных похорон в театре стало одним призраком меньше – привидение пропало. Но кажется, он тут был не один, потому что странности продолжились. Здесь же, по-видимому, нашел свое пристанище призрак комедийного танцовщика Дэна Лино — именно его лицо появляется в зеркале гримерной, которой он когда-то пользовался во время спектаклей. Те, кто знал его, утверждают, что это именно лицо Лино.
Можно подумать, что это все выдумки суеверных актеров, но иногда в театре даже случаются странные происшествия, подтверждающие предположение, что привидения — не вымысел. Актеры утверждают, что выступать на сцене им бывает чрезвычайно сложно, потому что невидимки вполне могут толкнуть или дернуть за платье в самый неподходящий момент. Но вредят они не всегда, судя по рассказу актера Майкла Кроуфорда. Он говорил, что в одной из сцен поскользнулся и непременно должен был упасть, не поддержи его чья-то крепкая невидимая рука. Этому случаю, кстати, есть несколько десятков свидетелей – зрители утверждали, что подобного трюка они не видели даже в цирке, а актер при таких обстоятельствах должен был сломать себе шею. Как бы то ни было, но известно, что артисты перед важными выступлениями втайне обращаются к умершим великим режиссерам, ставившим постановки в Королевском театре. Кто знает – может быть, именно их призраки помогают во время спектаклей.
Огненный рок Большого театра
Возможно, в Европе количество приведений на квадратный метр и превышает отечественные показатели, но у нас тоже имеются свои театральные фантомы.
Здание самого знаменитого театра России — Большого, также окутано множеством таинственных легенд, которые любят рассказывать бывшие сотрудники театра и экскурсоводы. Но самая мистическая из них связана с так называемым «огненным роком». Дело в том, что театр на протяжении многих лет преследовали пожары. За свою историю Большой сменил несколько зданий – четыре из них сгорели, а в нынешнее на Театральной площади в годы Великой Отечественной войны попала бомба. Первое здание театра просуществовало 25 лет и было уничтожено пожаром в 1805 году. Какое-то время труппе пришлось выступать на сцене нового арбатского театра, построенного по проекту Карла Росси, но это деревянное здание тоже сгорело во время Отечественной войны 1812 года. В 1821 году началось строительство здания на Театральной площади. Ему повезло больше предыдущих, и оно простояло почти 30 лет, но 1853 году в театре все же случился пожар, который не могли потушить три дня. Жар был настолько сильным, что расплавились чугунные колонны, а на Театральной площади растаял весь снег. К 1856 году театр был в который раз восстановлен. И в последний, так сказать, контрольный раз Большой театр пострадал в 1941 году, когда в него угодила бомба. Тем не менее, уже в 1943 году в отремонтированном театре вновь начались представления.
Со временем, разбирая причины всех пожаров, люди обратили внимание на одну общую закономерность: все они начинались в подвальных помещениях театра. И тут всплыла одна старинная легенда.
В 1603 году Москву охватила эпидемия чумы. Все старались запереться в домах и как можно меньше выходить на улицу. Однажды в дверь одной семьи постучался человек, объявивший себя лекарем. Он заявил, что принес с собой чудодейственное средство от чумы и предложил бесплатно попробовать его. Домочадцы, как под гипнозом, выпили снадобье, предложенное «лекарем», и почти сразу скончались в страшных муках: зелье оказалось ядом. Думая, что он в доме один, «лекарь» стал собирать все ценное, но в живых остался младший сын, который пролил «лекарство» на пол, спрятался, а позже незаметно выскользнул из дома. Отправившись к соседям, он поведал им о страшной судьбе своих родных. Тем удалось настичь злодея, когда тот попытался с вещами покинуть дом. Они заставили его выпить остатки «чудодейственного зелья», а когда наступила смерть, бросили тело в болото. Именно на месте того болота и расположена Театральная площадь. А душа «лекаря», как и души многих «черных» людей, никак не может успокоиться и пытается мстить — отсюда якобы и пожары. И, действительно, перед всеми пожарами очевидцы видели призрак человека в черном плаще с капюшоном. Точно так выглядел лекарь-злодей в день расправы.
И, если вы верите в подобные истории, надеясь увидеть старца, то шансы ваши невелики. К счастью, уже более 70 лет огненный рок не тревожит самый знаменитый театр России. Будем надеяться, что злые силы наконец успокоились.
Проклятие Театра им. Пушкина
Большой театр не единственное место в столице с мистической историей. Драматический театр им. А.С. Пушкина (ранее — Камерный ), по легенде, был проклят знаменитой актрисой Алисой Коонен, которая была женой основателя Камерного театра Александра Таирова.
История эта начиналась так. В 1914 году молодой режиссер Таиров искал помещение для своего театра и нашел его на Тверском бульваре. В декабре того же года театр, названный Камерным, был открыт. Но церковные власти возражали, т.к. он находился в непосредственной близости от церкви Иоанна Богослова. Поэт Осип Мандельштам позже вспоминал, что задумавшие расширить театр за счет соседней церкви Таиров и Коонен даже срывали ризы и бросали на пол иконы. Впрочем, конфликты не препятствовали их успешной деятельности на протяжении многих десятилетий. Но ситуация резко изменилась после войны, когда в 1949 г. советские власти, обвинив Таирова в «эстетстве» и «формализме», выселили его из театра. Не выдержав такого удара, тот попал в психиатрическую больницу, а через год умер. Вскоре здание театра решили перестроить, а на месте кабинета Таирова и вовсе сделали туалет. Это привело актрису в ярость, и она произнесла слова проклятия.
При жизни Алисы Коонен, несмотря на проклятье, все было тихо. Но сразу после ее кончины здесь началась настоящая чертовщина: сами собой бились зеркала, гасли люстры, переворачивались картины. Театр с каждым днем приходил в упадок, а постановки оказывались неудачными. Но самое интересное началось, когда сотрудники театра стали встречать в коридорах призрак Алисы или видели ее прозрачный силуэт на последних рядах. Так продолжалось несколько десятилетий, пока однажды во время представления на сцену не вылетела огромная и красивая тропическая бабочка. Она покружилась над подмостками и скрылась за кулисами. Мистики считают, что это была душа Алисы Коонен, которая прилетела попрощаться. С тех пор все безобразия прекратились и театр стал процветать. Но ночью в его темных пустых коридорах порой все-таки или раздадутся легкие женские шаги, или мелькнет силуэт мужчины в черном фраке. И джентльмен в черном – это не кто иной, как сам Таиров.
Подтвердить правдивость этого явления в театре отказываются – видимо, из суеверия. Однако доподлинно известно, что в 1991 году сюда был приглашен священник, который освятил все помещения, как раз после этого и появилась прекрасная бабочка.
Верить или нет в эти загадочные истории, конечно, решать вам. Но, на всякий случай, поглядывайте по сторонам — вдруг рядом притаился призрак-театрал.