«Расплескалась синева, расплескалась, по тельняшкам разлилась, по беретам». Голубые береты, тельняшки, парашюты и голубое небо – это все незаменимые атрибуты бойцов уже ставших элитными войск – воздушно-десантных.
Можайский десант
Примером величайшего мужества и доблести российского десанта может служить подвиг сибирских солдат, погибших в 1941 году под Можайском в неравной битве с фашистскими войсками.
Дело было холодной зимой 1941 года. Совершавший разведывательный полет советский летчик увидел, что к Москве двигается колонна бронетехники противника, а на ее пути не было ни заградотрядов, ни противотанковых средств. Советское командование приняло решение выбросить перед танками десант.
Когда командир пришел к десантной роте сибиряков, которых привезли на ближайший аэродром, им предложили прыгать с самолетов прямо в снег. Причем прыгать надо было без парашютов на бреющем полете. Примечательно, что это был не приказ, а просьба, но шаг вперед сделали все военнослужащие.
Немецкие солдаты были неприятно удивлены, увидев низколетящие самолеты, а затем и вовсе поддались панике, когда из них один за другим посыпались люди в белых полушубках. И этому потоку не было конца. Когда казалось, что немцы уничтожили уже всех, появлялись новые самолеты с новыми бойцами.
Автор романа «Княжий остров» Юрий Сергеев так описывает эти события. «Русских не было видно в снегу, они словно вырастали из самой земли: бесстрашные, яростные и святые в своем возмездии, неудержимые никаким оружием. Бой кипел и клокотал на шоссе. Немцы перебили почти всех и уже радовались победе, увидев догнавшую их новую колонну танков и мотопехоты, когда опять волна самолетов выползла из леса и из них хлынул белый водопад свежих бойцов, еще в падении поражая врага…
Немецкие колонны были уничтожены, только несколько броневиков и машин вырвались из этого ада и помчались назад, неся смертный ужас и мистический страх перед бесстрашием, волей и духом русского солдата. После выяснилось, что при падении в снег погибло всего двенадцать процентов десанта. Остальные приняли неравный бой.
Документальных подтверждений этой истории нет. Многие полагают, что она, по каким-то причинам засекречена до сих пор, а другие считают ее красивой легендой о подвиге десантников. Однако, когда скептики спросили об этой истории известного советского разведчика и десантника, рекордсмена по числу прыжков с парашютом Ивана Старчака, он не поставил под сомнение реальность этой истории. Дело в том, что и он сам со своими бойцами так же высаживался под Москвой, чтобы остановить моторизованную колонну противников.
5 октября 1941 года наша советская разведка обнаружила 25-километровую немецкую моторизированную колонну, которая полным ходом двигалась по Варшавскому шоссе в направлении Юхнова. 200 танков, 20 тысяч пехоты на автомашинах в сопровождении авиации и артиллерии представляли смертельную угрозу для Москвы, до которой оставалось 198 километров. Советских войск на этом пути не было. Лишь в Подольске имелось два военных училища: пехотное и артиллерийское.
Для того, чтобы дать им время занять оборону, был сброшен небольшой авиадесант под командованием капитана Старчака. Из 430 человек только 80 были опытными парашютистами, еще 200 – из фронтовых авиачастей и 150 – недавно прибывшее пополнение комсомольцев, и все без орудий, пулеметов и танков.
Десантники заняли оборону на реке Угре, минировали и взрывали дорожное полотно и мосты на пути следования немцев, устраивая засады. Известен случай, когда одна из групп совершила нападение на захваченный немцами аэродром, два самолета ТБ-3 сожгла, а третий увела в Москву. Его вел десантник Петр Балашов, который до этого ни разу не управлял такими самолетами. Он благополучно приземлился в Москве с пятой попытки.
Но силы были не равны, к немцам пришло подкрепление. Уже через три дня из 430 человек в живых остались только 29, в том числе и Иван Старчак. Позже к советским военным пришла подмога. Погибли почти все, но не дали фашистам прорваться к Москве. Все были представлены к ордену Красного Знамени, а Старчак – к Ордену Ленина. Буденный, командующий фронтом, назвал Старчака «отчаянным командиром».
Потом Старчак неоднократно вступал в бой в годы Великой Отечественной, был несколько раз ранен, но остался жив.
Когда один из британских коллег спросил его, почему русские не сдаются даже перед лицом смерти, хотя иногда это и проще, он ответил:
По-вашему, это фанатизм, а по-нашему, любовь к земле, на которой вырос и которую возвеличил трудом. Любовь к стране, где ты — полный хозяин. И то, что советские бойцы бьются за Родину до последнего патрона, до последней капли крови, мы считаем самой высокой воинской и гражданской доблестью.
Позже Старчак написал автобиографическую повесть «С неба – в бой», в которой рассказал об этих событиях. Старчак умер в 1981 году в возрасте 76 лет, оставив после себя бессмертный подвиг, достойный легенд.