Если верить статистике, примерно от 4 до 6 процентов жителей земного шара гомосексуальны. Гораздо большее количество людей считает себя бисексуалами: их привлекают как мужчины, так и женщины. А по мнению некоторых ученых, желание вступить в однополый контакт и вовсе присутствует у каждого человека, однако почти все люди подавляют его, боясь общественного осуждения. Соотношение гетеро-, би-, и гомосексуалов было примерно одинаковым у всех народов во все эпохи, однако реакция на приверженцев однополых сексуальных связей в разные времена существенно различалась. Особенно любопытными и достойными внимания были взгляды древних римлян на этот вопрос.
Пассивный залог
В Риме гомосексуализм зачастую именовали «греческим пороком» или «греческой любовью», так как было принято считать, что привычка заниматься сексом с юношами перекочевала именно из страны эллинов. Однако между римским и греческим гомосексуализмом существовали кардинальные различия. Если в Древней Греции был важен возраст и социальное положение партнера, то в Риме основное значение имела позиция, занимаемая во время полового акта. Мужчина из знатного рода, обладающий гражданскими правами, не мог позволить себе быть в «пассиве» — это считалось неприличным. В то же время доминирующая поза считалась символом истинной мужественности и сексуальной силы. Именно поэтому общественное положение пассивного партнера в расчет не принималось — кто-то же должен выполнять эту функцию! Посему сношения с рабами, запрещенные в Греции, процветали в Древнем Риме. К слову, «принимающих» юношей здесь называли весьма своеобразно. При их характеристике использовали такие слова как pullus — «цыпленок», mollis — «мягкий».
О пассивной роли в гомосексуальных отношениях римский философ и поэт Сенека в I веке нашей эры писал так:
Это непристойное действие – преступление для свободного, необходимость для раба и обязанность для вольноотпущенника.
Культ фаллоса
В отличие от Древней Греции, где маленький пенис считался признаком благородного происхождения, в Риме размер все-таки имел значение: большой половой член считался главным символом привлекательности. Можно и вовсе сказать, что в Древнем Риме существовал культ фаллоса. Его моделями и изображениями было усыпано буквально все. Например, небольшие медные фигурки этих органов даже носили на шее: считалось, что такой своеобразный талисман способен защитить своего владельца от сглаза и порчи. Да-да, не удивляйтесь — римляне действительно верили в живительную силу мужского органа.
Доходило до того, что половой член рисовали в различных опасных местах. Например, на ветхих римских мостах исследователи нередко встречают изображения пениса. А когда археологи вели раскопки в легендарных Помпеях, они обнаружили у нарисованных фаллосов еще одну функцию: половые члены, запечатленные на тротуарах, указывали дорогу к ближайшему публичному дому. Также детородными органами украшали монеты, кухонную утварь, панно и фрески. Более того, находчивые римляне придавали фаллическую форму даже язычкам для колокольчиков.
Женские слабости
В Древнем Риме, как и в Греции, женскому гомосексуализму уделяли мало внимания. Описаний женских однополых отношений сохранилось совсем мало. Овидий, например, освещал их в крайне негативном свете, но справедливости ради стоит сказать, что он был пропагандистом исключительно традиционных отношений и мужской гомосексуализм также осуждал.
Интересно, что писатели-мужчины, толком не знавшие, как происходит половой акт между двумя женщинами, наивно полагали, что лесбийский секс возможен лишь в том случае, если у одной из партнерш большой клитор, который можно использовать в качестве полового члена. Другим вариантом развития сюжета, по мнению мужчин, могло быть участие некоего предмета, по форме напоминающего фаллос. Альтернативные способы сексуального контакта даже и не приходили в голову представителям сильного пола.
Закат гомосексуализма
В течение II — III века нашей эры в Риме сложилась новая этика, в которой однополым отношениям формально не было места. Главные философские объединения всеми силами пропагандировали воздержание, в особенности это касалось гомосексуальных связей. Об этом даже сохранились записи в римских научных работах по медицине. Врачи того времени провозглашали ограничение количества половых актов залогом здоровья. А Соранус, известный лекарь II века, и вовсе признал гомосексуализм душевным расстройством. В то время в обществе постепенно возвышались ценности аскетизма, и культ пенисов, оргий и многочисленных партнеров начал сходить на нет.
Вскоре неприятие однополых связей отразилось и в законодательных актах. Например, в Милане в 342 году приняли закон о запрете пассивного гомосексуализма. А Феодосий I, последний император объединенной Римской империи, подошел к решению проблемы еще более радикально: в качестве наказания за содомию он предусмотрел сожжение на костре. К такому виду казни проговаривались те, «кто предает себя позору, подвергая свое мужское тело, обращенное в женское, употреблению, к которому предназначен другой пол».