Мы продолжаем повествование о том, как умирали самураи, спасая свою честь.
И сегодня мы расскажем, почему этот мазохистский способ ухода из жизни имел место быть вопреки всем законам человечности.
Если сравнивать болевые ощущения порезов на разных частях тела, то живот окажется самым болезненным местом, что прибавляет индивиду, решившемуся на сэппуку, еще большее общественное уважение. В силу столь сильных болевых ощущений, чаще всего этот ритуал совершали именно мужчины. Женщины, принадлежащие к самурайским родам и вынужденные по той или иной причине лишить себя жизни, предпочитали нанести себе смертельный удар в сердце или перерезать себе горло.
На сэппуку имели право все привилегированные лица и самураи, если их проступок не нарушал кодекса самурая. Однако, в случае, если лицу, совершающему данный ритуал, не доверяли и не желали давать в руки холодное оружие, то для соблюдения ритуала жертве достаточно было приложить к животу веер, а поверенный совершал обезглавливание, как это предписано классическими канонами.
Первый случай харакири (мы употребляем здесь именно это слово, так как поначалу данный способ самоубийства не имел статуса ритуала) был зафиксирован в 1156 году, когда в войне между Минамото и Тайра (воинствующие кланы) дайме (военный феодал) — Минамото-но Тамэтомо из рода Минамото вспорол себе живот, чтобы не сдаваться в плен врагу. С этого момента харакири становится весьма почетным поступком в самурайской среде.
Самоубийство через вскрытие брюшной полости не случайно, и дело здесь не только в болевой восприимчивости этой области тела. Дело в том, что в дзен-буддизме обителью человеческой души считался именно живот, а не сердце или голова, поэтому вспарывание живота освобождало душу и позволяло ей быстро покинуть тело.
Несмотря на то, что сэппуку практиковалось в основном в средневековье, этот ритуал осуществлялся и в 20 веке, что лишний раз подтверждает непоколебимую гордость японского народа и сохранение традиций на протяжении веков. В 1970 году Юкио Мисима, японский писатель и драматург, покончил с собой подобным способом после провалившейся попытки совершить государственный переворот.
Такое уважительное и чуть ли не желанное отношение к смерти показывает различия в национальных культурах в плане оценке своей жизни. Конечно, честь очень важна, но нет ничего важнее жизни, ведь неизвестно, ждет ли нас после смерти награда за жертвы и страдания, или мы просто будем съедены подземными обитателями флоры и фауны.
Берегите себя и дайте возможность своей душе подольше задержаться в вашем животе.