На территории Брянской области российским археологам удалось обнаружить статуэтку женщины, которая была вырезана из бивня мамонта. Согласно предположениям ученых, она была изготовлена во времена ледникового периода и представляла собой один из идеалов женской красоты каменного века.
По словам Константина Гаврилова из Института археологии Российской академии Наук, период верхнего палеолита, к которому относится и Хотылевская стоянка, является порой юности искусства. Логично было бы предположить, что древние люди должны делать лишь первые шаги в художественном искусстве. Но ученые постоянно сталкиваются с прекрасными гравировками, произведениями небольшой пластики, а также предметами, украшенными орнаментом. Благодаря своему совершенству и выразительности шедевры тех времен оказывают большое впечатление не только на ученых-археологов, но и на людей, далеких от науки.
Произведения искусства, известные под названием «палеолитических Венер» — это статуэтки или рисунки женщин, которые были изготовлены скульпторами или художниками периода каменного века из подручных средств – клыков крупных животных, бивней мамонтов и обычных камней. Современные ученые в настоящее время полагают, что эти грубые на первый взгляд, но выразительные творения искусства отображают те женские качества, которые ценились превыше всего людьми того временного периода.
Если проанализировать найденные до этого времени статуэтки, то можно сделать вывод, что красавицы каменного века должны были обладать пышной грудью, большим животом и широкими бедрами. Такая внешность была характерна для женщин, которые родили и выкормили множество детей. С течением времени идеалы красоты изменились, и эти богини плодородия уступили место более утонченным, более привлекательным, но при этом менее жизнеспособным образам женщин.
Российскому ученому Гаврилову и его экспедиции удалось отыскать еще одну подобную статуэтку в ходе раскопок стоянки «Хотылево-2» на территории Брянской области, где обитали первые жители России приблизительно 24-21 тысячу лет назад, в период последнего ледникового максимума. За последние два десятилетия археологам удалось найти множество останков бизонов, мамонтов и других представителей фауны ледникового периода, а также орудий труда.
По словам Гаврилова, статуэтка Венеры предположительно, судя по возрасту окружавших ее артефактов и пород, была изготовлена примерно 23 тысячи лет назад, в тот период, когда ледники достигли своего максимума и постепенно отступали на север. Археолог утверждает, что в тот период времени на территории, которую в настоящее время занимает Брянская область, обитали большие группы медведей, мамонтов и других животных, что позволяло первым людям, жившим в этой части севера Евразии, выживать.
Гаврилов отмечает, что открытие целой статуэтки – это большая редкость, поскольку, как считают многие археологи, древние люди применяли их в своих ритуалах и во время обрядов или погребения соплеменников ломали. Найденная статуэтка относительно небольшого размера, ее не захоронили, она лежала среди костей мамонтов и запасов краски.
Увеличенные формы статуэтки могут указывать на связь с культом плодородия, но в период верхнего палеолита земледелия еще не существовало, поэтому, вполне логично, не могло существовать и культов плодородия. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что в данном случае плодородие могло быть связано с благополучием племени или в промысловыми животными.
Гаврилов отмечает, что несмотря на то, что статуэтка изображает довольно дородную женщину, данное творение выглядит очень изящно за счет вытянутых длинных ножек. У фигурки ноги чуть согнуты в коленях, что невольно наталкивает на мысль о Данае, как ее изображали художники Нового времени.