Мы продолжаем рассказ о традиционном японском способе самоубийства — харакири. Примерно в конце XIX века, когда Страна восходящего солнца переходила от самурайской к императорской системе управления, законное применение харакири было ограничено, а вскоре – и вовсе запрещено. Однако полностью искоренить практику использования этого метода ухода из жизни власти так и не смогли. Показательный случай произошёл с казначеем военного правительства Тосиакирой Кавадзи, который в 1868 году в знак протеста против передачи власти императору, сделал публичное харакири прямо около сёгунского замка в Эдо. Правда, он был прогрессивным человеком, поэтому вместо кинжала использовал пистолет.
Во второй половине XX веке харакири всё так же практиковалось. Например, в 1970 году знаменитый писатель Юкио Мисима совершил классическое самурайское самоубийство. Причем каждый подобный случай получал безмолвное одобрение многих жителей Японии — во первых, эти люди погибали, как настоящие герои, а во-вторых, выбрав такую смерть они продолжали славить национальные японские традиции.
Некоторые японцы уверены, что харакири – это порождение философии буддизма с её мыслями о тленности и непостоянстве всего сущего, о бренности бытия. Кстати говоря, в буддизме сосредоточием жизни в организме человека считался именно живот: эта область воспринималась как наиболее гармоничная из-за своего срединного расположения между головой и ногами. В японском языке даже есть ряд выражений, в которые включено слово живот: хорадацу (буквальный перевод: ходить с поднятым животом») значит злиться, хора-ну курай хито (буквально – «человек с чёрным животом») называют человека с чёрной душой и так далее.
Считается, что разрезание живота показывает чистоту человеческих помыслов, намерений, мыслей. Оно символизирует внутреннюю непоколебимость самоубийцы, его оправданием перед сверхъестественными силами и людьми.
Ещё одна версия происхождения обычая связана с тем, что японский самурай всегда имел при себе меч, с помощью которого можно было совершить харакири. Выжить после вспарывания живота было невозможно, а, значит, никакие пытки человеку будут уже не страшны. Следуя этой логике, можно провести аналогию с похожим европейским обычаем – например, древнеримские воины бросались на меч, так как он был всегда с ними. Этим можно объяснить и тот факт, что харакири было популярно именно среди воинов, а не в каком-либо другом сословии.
Начало статьи: Харакири — удел храбрых (часть 1) и Харакири — удел храбрых (часть 2)
Другие интересные статьи: Уроборос — змей, пожирающий свой хвост, Секс в Вечном городе.