Кино – это совершенно магическая индустрия, помогающая нам на время сбежать от реальности и окунуться в нечто новое и непривычное. С начала XX века, когда кинематограф начал набирать популярность, было отснято огромное количество фильмов, каждый из которых так или иначе нашел своего зрителя.
В мире существует множество киностудий, выпускающих фильмы. Сегодня в одном только Голливуде выпускается более 500 фильмов в год. Что уж говорить о Болливуде, известном своими феноменальными темпами выпуска?
Одна из самых известных киностудий на сегодняшний день – Dreamworks Animation SKG, основанная в 1994 году. Под её брендом вышли такие анимационные фильмы, как «Шрек», «Как приручить дракона», «Мадагаскар», «Кунг-фу панда» и пр., возглавлявшие в разное время топы кинопрокатов, срывающие огромные кассы и появляющиеся на лидирующих местах всевозможных рейтингов.
Cамый первый опыт
Первым мультфильмом студии, выпущенным в 1998 году, стал «Принц Египта». Этот мультик расскажет зрителю о судьбе Моисея – того самого, который освободил еврейский народ от рабства. К слову, этот мультфильм получил престижную премию «Оскар» за самую лучшую песню, которую исполнили, в свою очередь, Уитни Хьюстон и Марайа Кэри.
Кстати говоря, у продюсеров DreamWorks в 2008 году возникла идея перевыпустить в прокат «Принца». И Джеффри Катценберг, генеральный директор, является обладателем интересной идеологии, согласно которой он никогда не пересматривает фильмы, над которыми работал, сделал исключение и пересмотрел популярного многие годы «Принца Египта». Он не разрешил перевыпускать мультфильм, мотивировав это тем, что он чрезвычайно серьезный и его вообще сложно назвать анимацией, хотя он и гордится этим творением своей студии. Сложно не согласиться с Джеффри, ведь «Принц Египта» затрагивает в том числе и глубокие религиозные темы, которые, как правило, являются негласным табу для лент развлекательного характера.
Первые мультики студии, называемые сотрудниками «традиционными», обладают глубоким философским смыслом и включают в себя содержательные мотивы, не характерные для современного творчества компании. К этим самым мультфильмам относятся такие ленты, как «Синдбад: Легенда семи морей» (который, кстати говоря, провалился в прокате и принёс компании около 200 млн убытков), «Спирит: Душа прерий», «Дорога на Эльдорадо». Действительно, герои этих мультиков радикально отличаются от тюфяка-Шрека, которого сложно назвать примером для подражания. В студии признаются, что именно со «Шрека» (который, кстати, является самым кассовым их проектом), началась эра мультфильмов, нацеленных по большей части на развлечение зрителя, а не на донесение до него глубокого смысла. Из этой концепции выбивается разве что «Как приручить дракона», повествующий об истиной дружбе и подлинном героизме.
Кстати говоря, вот вам трейлер ко второй части, если вы вдруг ещё не успели её посмотреть:
Популярность
Под брендом DreamWorks Animation выходят картины, сочетающие в себе детскую непосредственность и взрослый взгляд на жизнь. Таким образом, на их ленты родители и дети приходят с одинаковым энтузиазмом, да и вообще, в кинозале, где крутят того же «Шрека», можно найти представителей почти всех поколений и социальных слоёв.
Вообще, мне не раз приходилось задумываться над феноменом популярности «Шрека». Ведь, по большому счёту, сюжетная канва мультика до банальности проста: плохой монстр, который в определённых обстоятельствах из угрюмого людоеда превращается в славного героя. К сожалению, лично мне главная идея мультфильма видится в регрессивном свете: прекрасная принцесса не избавляется от заклятия, становится отвратительной огрихой и переезжает жить на болото, а самые светлые и положительные персонажи детских сказок – Принц, Фея, — на самом деле оказываются отрицательными героями. В общем, обратная версия «Красавицы и чудовища» для меня стала переломным моментом, который ознаменовал приход постмодернистской концепции ещё и в мир анимационного кино. И, хотя есть точка зрения, согласно которой мультик борется со стереотипами и показывает детям, как принимать себя таким, какой ты есть, такая гротескная форма преподношения этих идей заставляет с предельным скептицизмом смотреть данную картину.
Компьютерная графика
С 2004 года компания выпускает исключительно мультфильмы, сделанные на основе компьютерной графики, в то время как первые произведения студии были выполнены при помощи рисованной анимации, которая представляет из себя очень трудоёмкий процесс. Изначально около 15 тысяч рисунков требовалось для того, чтобы выпустить десятиминутный мультик – но такие сложности всё же не коснулись DreamWorks. Эта компания работала при помощи метода так называемых «селов» — прозрачных листов, на которых прорисовывается фон, мимика персонажей и так далее. До появления компьютерной графики все мультфильмы делались подобным образом.
С 2010 года DreamWorks выпускают фильмы в 3D формате.
Сейчас компания выпускает только мультипликационные фильмы, но раньше под брендом DreamWorks Pictures выходили так же и полнометражные фильмы. Позднее компанию перекупила Paramount Pictures, но DreamWorks Animation продолжает функционировать до сих пор. В рамках первой, большой, компании, вышло множество фильмов, в том числе несколько оскароносных: «Игры разума» (четыре «Оскара», «Красота по-американски» (пять «Оскаров»), «Гладиатор» (пять «Оскаров») и другие.
Кстати говоря, одним из владельцев компании наряду с с Джеффри Катценбергом и Дэвидов Гэффеном является небезызвестный Стивен Спилберг, снявший «Челюсти», «Индиану Джонса», «Парк Юрского периода», «Список Шиндлера», обладающий семью статуэтками «Оскар» и другие знаменитые картины.
Но главной движущей силой компании всё же был и остаётся Джеффри Катценберг, бывший председатель совета директоров компании «Дисней». Со знаменитой студией Уолта Диснея у него сложились достаточно напряженные отношения, потому что в своё время его отказались назначить генеральным директором компании, хотя под его руководством одно из подразделений компании выпустило такие кассовые и знаменитые ленты, как «Красавица и чудовище» (получившая «Оскара» в номинации «Лучший фильм» — первый и единственный из анимационных), «Русалочка», «Король Лев» и другие. Словом, уволенный Катценберг возжелал доказать всему миру, на что он способен, и создал «DreamWorks», частично финансируя новый проект деньгами, которые он отсудил у Disney за своё увольнение. Ходят слухи, что одним из прототипов огра Шрека стал его бывший начальник.
«У Стивена и Дэвида было много денег, они были уже очень успешными. Тем не менее мы все должны были внести весьма ощутимую сумму – $33 млн каждый. Мы вложили $100 млн своих денег в эту идею. Мне кажется, в Америке не так много компаний начиналось с вливания $100 млн собственных денег. Может быть, даже ни одна так не начиналась» — сказал он в одном из своих интервью.
Шрек — самая успешная серия мультфильмов от DreamWorks
Словом, амбициозный Катценберг семимильными шагами завоёвывал анимационный рынок. В один прекрасный момент он противопоставил DreamWorks главному его конкуренту – студии Pixar, которая выпускала по одному полнометражному анимационному фильму в год. Катценберг решил выпускать по два фильма, и в 2012 году, спустя восемь лет и шестнадцать выпущенных фильмов, подвёл итог, согласно которому каждая его лента покрывала расходы на неё минимум в два раза (исключением стали лишь ленты «Смывайся» и «Би Муви»).
Сложно сказать, что конкретно послужило причиной для неудачи этих двух лент в кинопрокате. «Смывайся» (кстати говоря, слоган мультфильма, «Из цивилизации – в канализацию», уже наводит на определённые мысли), собрал некоторое количество негативных отзывов. Вероятно, не всем хочется смотреть фильм про крыс. С «Би Муви: Медовый заговор» тоже непонятная история. В числе причин, по которым российские зрители оставляют негативные отзывы на «Кинопоиске», преобладает упрёк в отсутствии смысла у обоих картин.
Сегодня DreamWorks обратили свои взоры на азиатский рынок. В студии заявляют, что восточные мифы и легенды – кладезь идей для будущих проектов. К тому же, потенциал азиатского, а особенно Китайского, кинорынка огромен – хотя бы из-за того, что самой большой по населению стране планеты нужно что-то смотреть. DreamWorks уже открыли свой филиал в крупнейшем городе Китая, Шанхае, где местные мультипликаторы помогали в создании «Кунг-фу Панды», одной из самых популярных кинофраншиз студии. Теперь в планах – ещё два проекта, полностью ориентированных на азиатскую аудиторию и основанных на местном фольклоре.
Самые успешные картины
На данный момент самыми лучшими и успешными анимационными фильмами DreamWorks признана серия фильмов «Шрек»; дилогия (пока что) «Как приручить дракона», где рассказывается история дружбы мальчика из племени борцов с драконами с Ночной Фурией, одним из самых опасных драконов; двухмерный «Спирит: Душа прерий» 2002 года, истории о диком коне Спирите; серия фильмов «Мадагаскар», вместе со спин-оффом «Пингвины из Мадагаскара» — эти фильмы повествуют о забавных антропоморфных животных, сбежавших из Нью-Йоркского зоопарка; мультфильм о сказочных персонажах «Хранители снов» и многие другие.
Компания так же выпускает мультсериалы. Самые популярные из них – спин-офф «Мадагаскара», «Пингвины из Мадагаскара», и его же приквел, «Да здравствует Король Джулиан». Они рассказывают о второстепенных персонажах оригинальной ленты. Как уже было сказано, полнометражка «Пингвинов» обязана во многом успеху сериала (в России сериал был показан на каналах «ТНТ», «Nickelodeon», «2х2»). «Драконы и всадники Олуха» (ещё один спин-офф, на этот раз к «Как приручить дракона»), на Российских каналах ещё показан не был.
Проекты DreamWorks всё так же амбициозны. В 2016 году ещё предстоит выйти «Как приручить дракона – 3», ленте «Тролли», а в 2017 году DreamWorks обещают выпустить на экраны комедийную анимационную ленту «Капитан Подштанник» и сиквел «Семейки Крудс» — «Семейку Крудс – 2».
Но самая интригующая часть истории компании связана, как водится, не с этим. Зрителей со всего мира традиционно интересует заставка студии: маленький мальчик, сидящий на зарождающемся месяце с удочкой. Минималистическая картинка всякий раз привлекает всё большее внимание публики, оставляя множество неразгаданных вопросов. Кто этот мальчик? Как он оказался на небе? Почему он рыбачит и поймал ли он рыбу? И что вообще всё это значит?
«Мальчик на Луне»
История создания «Мальчика на Луне» достаточно прозаична. Стивен Спилберг непременно хотел, чтобы логотип компании ассоциировался с Золотым веком Голливуда – временем между 1930-ми и 1950-ми годами, когда немое кино постепенно уступило место озвученному. В ту эпоху в Голливуде наблюдалось особенное разнообразие жанров: тут снималось всё, от рекламных роликов до анимационных фильмов. Отсюда у логотипа классические цвета и персонажи.
Кстати, нарисовал Мальчика художник Роберт Хант со своего маленького сына Уильяма, хотя изначально концепт логотипа предполагал сидящего на луне взрослого мужчину.
Считается, что мальчик, сидящий на луне, означает сказочность и мечты. Непроизвольно возникает ассоциация с Питером Пеном – возможно, отчасти и его имели в виду художники? Кстати говоря, об этом персонаже у нас есть отдельная статья: Только веселые, непонимающие и бессердечные умеют летать.