На Руси испокон веков любили сладкое: известны древнейшие рецепты пряников и коврижек, варенья и повидла, засахаренных ягод и фруктов, орехов в меду… Постепенно ассортимент отечественных лакомств пополнялся заморскими: марципаном, мармеладом, шоколадом, в конце концов. Примечательно, что многие российские кондитерские традиции дошли до наших дней. Чего, к сожалению, не скажешь о брендах. Исконные названия многих наших заводов и артелей по производству сладкой продукции канули в небытие вместе с самой Российской Империей. Из памяти стерлись и имена первых отечественных кондитеров. Однако HistoryTime восстановит справедливость: сегодня мы расскажем о том, как и почему на знаменитых конфетах Степана Абрикосова появилось имя Петра Бабаева.
«Бабаевский» — один из самых знаменитых и узнаваемых отечественных кондитерских брендов. Под этой маркой отечественные сладости выпускаются уже около 100 лет — сначала в СССР, теперь и в России. Однако мало кто знает, что фамилия Бабаев, вынесенная в название этого известного бренда, совершенно никакого отношения к фабрике не имеет. Более того, она даже к кондитерскому делу никаким боком не относится. Спрашивается, как же была допущена такая несправедливость? А главное, кому мы на самом деле обязаны появлению в стране этого уникального кондитерского производства?
Из крепостных в кондитеры
А началось всё в Пензенской губернии в 1804 году с бывшего крепостного крестьянина Степана, который решил открыть небольшую кондитерскую лавочку для того, чтобы обеспечивать стол одной богатой помещицы самыми вкусными и свежими сладостями. Лучше всего Степану удавались пастила и варение из абрикосов — собственно, поэтому он сначала получил прозвище, а затем и фамилию Абрикосов. Вся семья Степана работала ради процветания фамильного бизнеса, и скоро Абрикосовы стали поставлять сласти для свадеб, приёмов и званных вечеров знатных особ.
Известность же этой фамилии предстояло принести внуку Степана — Алексею. В 30-е годы XIX века он сумел сделать из маленькой кондитерской фабрики самый большой концерн по производству сладостей в Российской империи. В 1850 году Абрикосов удачно женился на дочери известного парфюмерного фабриканта Агриппине Мусатовой, за которой давали богатое приданое. На эти средства Алексей сумел увеличить объемы своей продукции и существенно расширить её ассортимент.
Шло время, к 1873 году предприятие Абрикосовых размещалось уже в нескольких зданиях и имело самое прогрессивное на тот момент оборудование. Алексей запросил у генерал-губернатора Москвы разрешения переименовать свое предприятие в «Товарищество А.И. Абрикосова и сыновья» и присвоить ему статус фабрики. Разрешение было получено, и к 1879 году товариществу на паях, возглавляемому Алексеем Абрикосовым, принадлежали уже три кондитерские фабрики – две в Москве и одна в Симферополе. Южный филиал производил, в основном, варенье, консервированные компоты, марципан, засахаренные фрукты и каштаны и так далее.
К началу XX века фабрика обзавелась собственной пекарней, расположенной в Москве, на Тверской. В это же время Абрикосовы открыли несколько магазинов: в пассаже Солодовникова на Кузнецком мосту (здание разрушено в 1941 году), в ГУМе (тогда – Верхние торговые ряды), на Лубянке и на Тверской. Абрикосовские сладости можно было приобрести и в других городах: например, в прогуливаясь по Невскому проспекту Санкт-Петербурга, по Крещатику в Киеве, по Дерибасовской в Одессе. Отдельные виды продукции можно было купить даже в Ростове-на-Дону.
Дизайн абрикосовских магазинов отвечал последним веяниям моды, а кондитерская продукция считалась одной из самых качественных в стране. К тому же, продавцы тут всегда были вежливы и сдержаны, а интересным рекламным акциям впору было бы поучиться современным маркетологам. Например, однажды Абрикосовы заметили, что их магазины посещает, по большей части, прекрасная половина населения. И тогда они пустили слух, что в первом из двух только что открывшихся магазинов продавать сладости будут исключительно блондинки, а во втором – исключительно брюнетки, притом, прехорошенькие. Вдохновлённые этой новостью, в магазины устремились мужчины – они рассматривали прекрасных продавщиц и параллельно делали покупки.
Впрочем, такая сумасшедшая популярность фабрики была бы недостижима без грамотной рекламы, которая обеспечивала фабрике стабильный рост числа покупателей. Да, Абрикосовы умели себя рекламировать: объявления можно было встретить в самых известных газетах и журналах, на улице – в магазинных витринах и на стенах домов. А в качестве памятных сувениров вместе с покупками клиентам часто вручали фирменные канцелярские принадлежности: блокноты, карандаши и даже календарики.
Невероятно привлекательными были и упаковки Абрикосовых – разной расцветки и размера, коробки делались из железа, стекла, картона, мельхиора (сплав меди и никеля). Самые изысканные из них были обтянуты бархатом или шёлком. Надо сказать, что коробочки эти не выбрасывались, а хранились в доме в качестве шкатулок для украшений и других мелких вещей. Таким образом, они были живым напоминанием о великолепных сладостях, за которыми снова и снова хотелось отправиться в магазин.
В начале XX века предприятию было разрешено размещать на упаковках своих сладостях, а так же на рекламе продукции герб Российской Империи. Дело в том, что фабрика Абрикосовых смогла трижды (в 1882, в 1896 и 1899 годах) получить наивысшую награду Всероссийской художественно-промышленной выставки «За высокое качество».
В 1889 году фабрика стала «Поставщиком Двора Его Императорского Величества», обойдя всех своих конкурентов. В те времена более авторитетного признания заслуг производителя просто не существовало.
Путь к успеху для семьи Абрикосовых длился более 40 лет. Примечательно, что едва достигнув финансового благополучия, фабриканты стали активно заниматься благотворительностью: они жертвовали солидные суммы на постройку храмов, школ, больниц (в том числе, психиатрических). Огромное пожертвование было внесено на строительство Московской консерватории.
При фабрике со временем открылся собственный детский сад и приют для детей-сирот. Содержались социальные заведения за счёт средств Агриппины Александровны, жены Алексея Абрикосова.
Алексей Абрикосов получил много наград и регалий за свои заслуги. В том числе, в конце 1880-ых годов он был пожалован в дворянство в чине статского советника. А ведь начинали Абрикосовы, как вы помните, с крепостных!
После революции
Октябрь 1917-го не мог не сказаться на частном производстве Абрикосовых. Стране, ввергнутой в пучину революции, не хватало самого необходимого — какие уж тут конфеты. Фабрика оказалась в глубоком кризисе, а в 1918 году и вовсе была национализирована — проще говоря, ее бессовестно отобрали у прежних хозяев и передали государству под новым названием «Государственная кондитерская фабрика №2». Вскоре предприятие перешло в ведомство «Моссельпрома», и ему было присвоено имя первого секретаря Скольнического райкома Петра Акимовича Бабаева.
Собственно, именно Петр Бабаев в 1918 году и руководил национализацией абрикосовского товарищества, располагавшегося в Москве на Малой Красносельской улице. Через 4 года власти отблагодарят Бабаева, назвав в его честь отобранное им предприятие. Правда, сам Петр Акимович скончался за 2 года до этого события от тяжелой болезни. По иронии судьбы, бабаевский шоколад мы едим по сей день, а имя основателя некогда известного на всю страну кондитерского бренда Степана Абрикосова знакомо лишь в среде коллекционеров. К слову, товарищество «Абрикосов и сыновья» было одним из немногих, основанных именно русскими коммерсантами, а не иностранными фабрикантами.
В годы Великой Отечественной войны многие рабочие Бабаевской фабрики ушли на фронт, ее производство снова погрузилось в кризис. Часть оборудования была перевезена в Алма-Ату, где был сформирован новый производственный цех. Московский же концерн подстраивал своё производство под нужды военного времени. На заводе стали производить пищевые концентраты, дрожжи, а также боеприпасы для артиллерии и танковых орудий. За снабжение армии продуктами фабрика не раз получала переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны.
После войны на Бабаевской фабрике началась активная механизация. Увеличились объёмы производства шоколада, ее новый производственный цех стал одним из лучших в стране. В 1946 году именно они первыми в СССР стали выпускать шоколад в плитках. Именно плитки шоколада и шоколадные фигурки в фольге стали «визиткой» Бабаевского. В дальнейшем ассортимент компании пополнялся различными видами конфет.
После распада СССР на концерне «Бабаевский» начала изменяться структура производства, поскольку торговые отношения между республиками-поставщиками сырья закономерно разладились. Теперь какао, сахар и орехи не были так легкодоступны, поэтому предприятию требовались новые источники сырья.
В 1992 году фабрика стала открытым акционерным обществом, независимым от государства. Она активно стала осуществлять внутреннюю модернизацию и оптимизацию ценовой политики. Вскоре в её состав вошли несколько небольших фабрик по всей России, а в 2002 году она сама вошла в состав крупнейшего в Европе кондитерского холдинга – «Объединённые кондитеры».
Сегодня фабрика производит все виды шоколада: тёмный, молочный, белый, пористый, с годными и ореховыми наполнителями. Она производит такие известные марки шоколада, как «Алёнка», «Вдохновение», «Визит», «Бабаевский». Жаль только, что шоколада «Абрикосовский» здесь никак не надумают выпускать.