Шоколад «Алёнка» — один из главных символов советской культуры и самых узнаваемых товарных знаков времён Союза (помните недавнюю историю, в которой приехавшего в Россию рамках рекламной кампании «Дедпула» актёра Райану Рейнолдсу вполне себе символично одарили шоколадкой «Алёнка» и бутылкой водки?). У подавляющей части населения бывшего СССР начиная, наверное, с поколения беби-бумеров, вкус этого шоколада прочно ассоциируется со счастливой детской порой.
И, хотя этому бренду уже много десятков лет, среди всего многообразия шоколада мамы до сих пор нередко предпочитают покупать для своих чад именно «Алёнку», полагаясь на честность отечественного производителя.
История знаменитой шоколадки началась в 1964 году, когда на одном из заседаний партии в рамках обсуждения сельского хозяйства подняли вопрос о сладостях, — в частности, о молочном шоколаде, — которые были бы доступны любому гражданину СССР.
Был сформирован государственный заказ, и многие кондитерские фабрики страны начали реализовывать идею. Рецепт шоколада разрабатывали своими силами, и поэтому в течение длительного времени продукт не получался: то нужная консистенция не могла быть достигнута за счёт переизбытка молока, то из-за недостатка молока продукт не имел необходимого насыщенного кремового вкуса.
В 1966 году идеальный рецепт всё-таки был разработан на фабрике «Красный Октябрь». Он включал в себя 20% сухого молока и сухих сливок, 30% сахара и сахарной пудры, 15% масла какао и остальное – тёртое какао и эмульгатор лецитин. Массовая доля жира продукта составляла 37, 3%. К слову, считается, что рецепт классической «Алёнки» остаётся почти неизменным и поныне. Конечно, предполагается, что теперь туда входят кое-какие добавки и ароматизаторы. В 1992 году был разработан новый рецепт, в котором заметно изменены пропорции ингредиентов в сторону увеличения доли более дешёвых продуктов. Сегодня массовая доля жира шоколада «Алёнка» составляет 35,5%, а энергетическая ценность ста грамм оценивается в 528 килокалорий.
«Рот Фронт» и кондитерская фабрика имени Бабаева тоже стали производить шоколад по разработанному рецепту. Так, на обёртке «Алёнки» ротфронтовского производства красовалась девочка с собачкой или зайчиком, в то время как на бабаевском шоколаде была девочка в синем платочке.
Никто точно не знает, почему шоколад был назван именно именем «Алёнка». Предполагали, что тут сыграли роль имена дочерей первого человека в космосе, Юрия Гагарина, и первой женщины-космонавта, Валентины Терешковой (их обеих звали Еленами). Также существует версия, что имя шоколаду было дано в честь сказочной героини Алёнушки. Эта версия выглядит наиболее правдоподобной, если учесть, что изначально шоколадку хотели назвать не «Алёнкой», а «Алёнушкой», а на обёртку поставить всем известную одноимённую картину Виктора Васнецова.
Впрочем, одна из советских кондитерских фабрик опередила «Красный Октябрь» с этой идеей, но справедливость скоро восторжествовала: партийным деятелям эта идея пришлась не по вкусу, так как девочка на картине Васнецова босоногая, что противоречило пропагандируемой идеологии всеобщего благоденствия и счастливого детства.
У шоколада фабрики «Красный Октябрь» не было постоянной упаковки: плитки выпускались в обёртках разных цветов, текстур, и с различными изображениями (в том числе с нарисованными картинками девочки-снегурочки, девочки в красном платочке, девочки в шапочке и фотографии улыбчивой малышки с цветами). Вскоре «Красный Октябрь» начал разрабатывать оригинальную упаковку, создавая фирменный портрет Алёнки. В популярной в те времена газете «Вечерняя Москва» был объявлен конкурс на самое лучшее фото маленькой девочки, которое могло бы разместиться на обёртке шоколада. Итоговый образ получился собирательным. Прототипом малышки в пёстром платочке послужило множество маленьких девочек, но больше всего черт было взято от фотографии дочери художника, из-под пера которого (в том числе) и вышел окончательный вариант обёртки – Александра Геринаса. Фотография была сделана, когда девочке Лене было восемь месяцев. Ранее это фото уже появлялось в журнале «Советское фото» и на обложке журнала «Здоровье» за 1962 год.
Автором окончательного варианта обёртки выступил художник Николай Маслов который изменил цвет глаз, взгляд и рот Елены Геринас.
Саша Егорова, шестнадцатилетняя советская девочка, прислала на «Красный Октябрь» письмо со стихами, которые пришлись по душе производителям, стали своеобразным слоганом и впоследствии были напечатаны на обратной стороне упаковки:
«Познакомиться с Алёнкой
из детишек каждый рад.
Покупайте, покупайте,
покупайте шоколад!»
Неоднократно предпринимались попытки изменить дизайн упаковки шоколада. Так, образ Алёнки обыгрывался с помощью её «состаривания», одежды Снегурочки, красных гвоздик, сезонных платьев, пальто и курток, различных причёсок (кос). Алёнка с упаковки даже пыталась гулять по улице, а в конце 90-ых для девочки был придуман конопатый друг Кузя.
Однако советский (а позже – российский) потребитель негативно принимал изменения в упаковке любимого шоколада, и производители решили оставить всё, как есть.
В начале нулевых взрослая Елена Геринас, главный прототип Алёнки, подала в суд на «Красный Октябрь» за нарушение авторских прав и потребовала денежную компенсацию в размере 5 миллионов рублей за использования её лица на обёртке шоколада. Суд она проиграла, так как фотопортретная экспертиза нашла отличия между снимком Елены и портретом на упаковке, самым главным из которых является цвет глаз: у Елены глаза карего цвета, а у Алёнки – голубого. Сейчас Елена живёт в Химках и работает фармацевтом.
Выдержав серьезную конкуренцию с хлынувшими на рынок после распада СССР заграничными шоколадками, «Алёнка» осталась на прилавках магазинов; её по-прежнему любят и покупают.
Сегодня классическая стограммовая плитка шоколада «Алёнка» — это шоколадный прямоугольник, разделённый на 15 маленьких прямоугольников, на каждом из которых красуется логотип «Красного Октября» или самой «Алёнки».
В 2000-ых годах на «Красном Октябре» начали выпускать новые виды «Алёнки», отличные от классической (в которую к тому времени уже добавили ванильный ароматизатор). Так на прилавках появилась «Алёнка» с фундуком, фундуком и изюмом, миндалём, с повышенным содержанием молока, а так же, подражая западным аналогам, с цветными драже.
Изначально вставляющаяся в упаковку плитка в сто грамм теперь в неё заворачивается. Кстати говоря, «Алёнку» хвалят за экологичную упаковку: она завёрнута в фольгу и бумагу. Также существуют плитки весом в 200 грамм, в 60 грамм, в 20 и в 15 грамм. К тому же, под этим брендом выпускаются шоколадные конфеты, бисквитные пирожные, шоколадная паста, печенье, шоколадные батончики, вафельные торты и рулеты, карамельки с тем же изображением на обёртке.
В России «Алёнка» сегодня производится холдингов «Объединённые кондитеры», в которые входит 15 предприятий, в том числе «Рот Фронт», «Красный Октябрь», «Бабаевский».
Существуют аналоги «Алёнки» и в некоторых странах ближнего зарубежья: например, в Украине небезызвестной фабрикой Roshen, основателем которой является нынешний украинский президент Пётр Порошенко, производится шоколад «Олёнка», которая практически в точности копирует дизайн упаковки советского образца. В Белоруссии производится шоколадка под названием «Любимая Алёнка».
Интересные факты
— В 2002 году в Эрмитаже проходила выставка «Эх, Петербург!», посвященная нетленному произведению Н. В. Гоголя «Ревизор». В коллекции разных вещей, которые в разных постановках комедии служили взятками, была и шоколадка «Алёнка».
Немного о «Красном Октябре»
— Фабрика была основана в далёком 1851 году немцем Фердинандом Теодором Эйнемом. Изначально его маленькое производство включало в себя всего четырёх сотрудников и находилось на Арбате.
— В 1861 году месторасположения фабрики меняется: теперь она находится на Софийской набережной, прямо напротив Кремлёвской набережной. Фабрика приносит высокую прибыль, и скоро на ней работает уже около сотни человек.
— В 1870 друг Эйнема, Юлиус Гейс, становится компаньоном Эйнема и налаживает производство в г. Симферополе, где уже располагается известная в то время фабрика Абрикосовых (ныне – концерн «Бабаевский).
— В 1900 года на Парижской выставке фабрика Эйнема побеждает в нескольких номинациях в том числе она берёт приз за ассортимент и за качество продукции.
— В 1913 году, когда династия Романовых отмечала своё трёхсотлетие, фирма стала главным поставщиком императорского двора. В честь этого события в продукцию фирмы стали помещать вкладыши с портретами царственных особ.
— После смерти бездетного Эйнема фабрика отходит к детям Юлиуса Гейса.
— После революции 1917 года фабрику национализировали и дали ей название «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнем», а через три года переименовали в «Красный Октябрь».
— Производство на фабрике шло полным ходом, и в период с 1925 по 1930 гг разрабатывались новые изделия, в том числе конфеты «Сливочная тянучка» и «Мишка косолапый» и ирис «Кис-кис».
— Во время ВОВ из сладостей на фабрике выпускались только шоколад «Гвардейский» и «Кола», которые поставлялись на фронт. Содержание теобромина и кофеина в этих продуктах было повышено. Помимо этого «Красный Октябрь» выпускал каши и сигнальные шашки.
— После войны фабрика была награждена Почётным знаменем Государственного комитета обороны.
— В 1960ых годах происходило расширение производства
— В 1966 году «Красный Октябрь» наградили орденом Ленина, а его директора, Анну Гриненко, сделали Героем Социалистического Труда.
Другие статьи о брендах из мира детства можно прочитать тут: Мир из кубиков LEGO, История Барби, История DreamWorks Animation, Реализаторы грёз: история компании «20 Сentury Fox»
Ещё о сладком: Сладкая жизнь для взрослых и детей