Госпожа Поп-культура постаралась на славу, превратив национальную религию в неисчерпаемый источник мистических историй и кровожадных сюжетов. В настоящий момент исследователи пытаются убедить нас в том, что все это лишь сказки.
Но все ли слухи о культе вуду можно назвать беспочвенными?
Изначально вуду появилась как религия гаитянских рабов. Белые угнетатели лишили их свободы, а всеобщий Бог остался слеп к страданиям черных людей. Ситуация вынудила невольников создать свое собственное миропонимание, в котором главными являются духи, готовые помочь и позаботиться о тех, кто умеет входить с ними в контакт.
В некоторых странах Западной Африки вуду имеет статус государственной религии, представляя собой смесь католицизма, магии и элементов народных верований. С 1860 года вуду являет собой не просто отдельную религию, но официально становится одной из ветвей католицизма.
Как и в большинстве привычных для нас религий, в вуду есть священники, в данном случае, правильнее говорить — адепты. Адептом, к счастью, может быть как мужчина, так и женщина, что выгодно отличает вуду от других распространенных религий. В этом религиозном культе женщина не предстает греховным испорченным существом, лишившим род человеческий небесной обители. Здесь – женщина – полноправный вершитель обряда.
Вудуистический обряд подразумевает совершение специальных магических манипуляций, но это не превращает вуду в опасную демоническую религию. Здесь вообще нет типичного деления на черную и белую магию. Существует лишь доброе колдовство, которое является основой культа, и есть его антипод — красная магия, которая запрещена официальной религией. Каждый опытный священник владеет ее приемами, но ни при каких условиях не использует ее. Если вдруг мамбо (священница) или хунган (священник) решат использовать красную магию в недобрых целях, то они лишаются права быть адептами культа и приобретают статус колдуна или колдуньи – Бокора. Представление о Бокорах и отношение к ним со стороны общества равносильно восприятию христианами и католиками сатанистов. Но отчаявшиеся, которым в несчастье не помогли лоа, не брезгуют воспользоваться услугами Бокора. Вопрос лишь в том, какую цену потом придется заплатить за это.
Обряд вуду очень прост по своей атрибутике. Все священные манипуляции проводятся в обычном помещении, которое называют святилищем (хунфором) из-за своей избранности для проведения религиозно-магического действа. Здесь вы не найдете вычурных украшений и золоченых икон. Собственно, никакого специально построенного святого места или церкви тоже нет, да и зачем: вряд ли духам есть дело до материальных предметов и дизайна интерьера.
В святилище устанавливают столб (митан), который символизирует дорогу. На этой дороге вскоре произойдет встреча людей и духов. По всему периметру устанавливают большие черные свечи. Что ни говори, а обстановка выглядит действительно устрашающей.
И вот, когда все готово, церемония начинается. Пятеро барабанщиков выстукивают ритм – у каждого он свой. Хунфор заполняется монотонным гипнотизирующим звуком. Участники действия заводят песню – прошение к лоа – низшим духам, которые являются посланниками верховного божества – Бондье. Мамбо, входит в состояние транса и начинает танец вокруг столба, а ее помощники льют воду из специального кувшина, имитируя водоворот. Затем в действо вступает Хунган. Он посыпает пол мукой – это должно отпугнуть демонов, желающих проникнуть в человеческий мир вместо добрых духов. Действие нарастает и нарастает, вместе с ним нарастает ритм, громкость музыки и всеобщий экстаз. Когда пик общего экстатического состояния будет достигнут, выпускают петуха. Птица делает несколько неуверенных взмахов крыльями, осторожно ступает, только-только начиная чувствовать свободу, но тут ее вновь ловят и резким движением отрубают голову, орошая пол и столб ее кровью. Эта жертва – дар богам. Человеческих жертв в Вуду не предусмотрено, так что, людям не стоит опасаться этой религии. В