О музее мадам Тюссо наслышаны все, а вот про жизнь самой Марии Тюссо в массе своей мы и не знаем. Начать хотя бы с того, что настоящая ее фамилия – Гросхольтц, и происходила она из потомственной династии…палачей Гросхольтц. Правда ее отец, Иоганн — Жозеф, уже не занимался «фамильным бизнесом», он делал гравюры и скоропостижно умер еще до рождения дочери. Но именно это «темное прошлое» наложит отпечаток не ее творчество.
Не случайно в Лондонском музее мы найдем такие мрачные экспозиции, как «Камера пыток», заполненная страшными в своем реализме скульптурами убийц, их жертв, палачей и пыточных инструментов.
Родилась Анна-Мария Тюссо в Германии в 7 декабря 1761. Росла она, как мы уже знаем, без отца, ее воспитал родной дядя по материнской линии — Филипп Курциус. Был он хорошо известным врачом, но свое истинное призвание нашел в изготовлении миниатюр из эмали и анатомических фигур из воска. У него и училась Анна-Мария, рано проявив удивительный талант к ваянию.
В 1767-м Курциус вместе с племянницей едет в Париж, где его стали называть Курте, и быстро становиться популярен своими работами. Первой фигурой в его восковом Паноптикуме стала Мари Дюбари – любовница Людовика XV.
Мария Гросхольтц сначала продавала билеты в галерею своего дяди, дебютировала же она как самостоятельный мастер, создав серию из трех скульптур: это были Вольтер, Руссо и Франклин. Талант юной мадмуазель был замечен – Людовик XVI и королева Мария- Антуанетта приглашают ее в Версаль, где она провела 10 лет, совершенствуя свой талант в условиях, о которых любой художник может только мечтать.
Но – грянула революция и все изменилось. Благодетели Марии, королевская чета, отправились на эшафот. Сама Тюссо попала в в тюрьму, как «роялистка».
В застенках ее соседкой оказалась Жозефина Богарне – будущая любовница Наполеона и Императрица Франции. Обеих женщин уже обрили для гильотины, но в последний момент – помиловали. Новая власть по требовала от скульпторши доказательств лояльности – Мария должна была сделала посмертные маски королевской фамилии, которая проявила в ней такое участие. Ей самой пришлось искать головы Людовика и королевы, бродя среди окровавленных, разлагающихся тел – жертв революционного террора.
Больше новые правители Марию не беспокоили и она вновь занялась лепкой. Воск имелся в изобилии, но где было взять такой дефицитный материал, как волосы? И она добивается пропуска в тюрьму, где в подвалах складывали после казни обезглавленные трупы. Их волосы и шли на прически восковых кукол. Получить такое разрешение было непросто, но Марии помогла ее девичья фамилия — Гросхольтц. Ею принимали за дочку некогда знаменитого палача и «коллеги» с уважением открывали ее двери своих застенков.
Тогда она еще не была «мадам Тюссо». Она стала ею в 1795-м, выйдя за муж за инженера Франсуа Тюссо. Брак был неудачен: прожив 8 лет, супруги расстались. Франсуа оставил Марии двух сыновей и свою фамилию, которую она обессмертила. Мало кто слышал о Марии Гросхольтц. Но все знают мадам Тюссо!
После смерти в своего приемного отца и учителя Филиппа Курциуса в 1794 году, Мария наследует его коллекцию и продолжает его дело. Но во Франции становиться слишком уж неуютно, начинаются бесконечные войны, и она, теперь уже мадам Тюссо, решает переехать в Англию, успев не задолго до этого вылепить скульптуру Наполеона. Наполеон, сделанный ее руками, пережил своего живого оригинала и до сих пор является ценнейшим экспонатом Лондонского музея.