«Быть замужем – быть за мужем», — такая мысль крепко укоренилась в голове русских женщин. Бояться мужицкого гнева и силы кулака, варить щи и никогда (никогда!) не высказывать своего мнения. Дикость? А ведь раньше никто не был против такого уклада, жизнь шла своим чередом.
Всю долгую и противоречивую историю Руси люди не задумывались о правах простых женщин на что-либо. Рожать, убирать, готовить и работать в поле – вот, в общем-то, и все, в чем заключалась женственность того времени. Мысль о том, что вообще-то, кажется, что-то идет не так и пора бы это менять, пришла в головы женщин только в середине XIX века. Именно тогда по всей стране начали появляться крошечные женские общества. Образовавшиеся в 1850-м году, они объединились в один «Союз женщин» и попытались добиться возможности получать образование свободно, а также получать плату за свой труд. И ведь смогли добиться своего! Для всех девушек, мечтающих получить профессиональное образование, открыли свои двери «Высшие женские курсы». Вскоре в «Союз…» вступила и интеллигенция. Дамы из высшего общества жертвовали немалые суммы на развитие образовательных программ.
К сожалению, идиллии в жизни не бывает. Так и в слаженном «Союзе женщин» в скором времени наметился раскол. Александра Коллонтай обозвала движение «дамами-благотворительницами» и «буржуазными феминистками», за ней последовала часть активисток. Либерально настроенные женщины, которые выступали с идеей «феминизма различий», тоже приняли решение обособиться. Феминизм различий предполагал, что женщины все же не равны мужчинам, но при этом имеют особые права.
Первые революционные настроения начала XX века не могли не повлиять на сильно поредевший «Союз женщин». Прежнее название уже не устраивало активисток, ведь оно не заявляло о своей идее четко и ясно. Было принято решение переименовать организацию в «Лигу равноправия женщин». Филиалы старого нового движения открылись в 50-ти городах по всей стране, всего они насчитывали примерно 10 тысяч человек. Все участницы, без исключения, были вовлечены в грандиозную работу: разработку законопроектов о равноправии полов.
Революция 1917-го года вдохновила гражданок теперь уже новой страны на решительные
действия. Взбудораженные событиями ушедшего октября, сорок тысяч феминисток высыпали на улицы Москвы, образовав грандиозную демонстрацию. Импровизированным маршем они прошли по улицам столицы и остановились у резиденции Временного правительства. Толпа не рассосалась до того момента, пока глава Совета министров официально не признал введение избирательного права для женщин.
Власть Страны советов со скрипом приняла инициативу женского общества, но Троцкий и Свердлов, поддержавшие «Лигу равноправия женщин», служили своеобразным гарантом. На первых порах главы Союза и активистки дамского движения смотрели в одну сторону, но вскоре их пути разошлись. Государство хотело воспитывать подрастающих девочек послушными марионетками правительства, полностью вычеркнув все мысли об индивидуальности. И вот феминистки со своей идеей о Великой Женщине с кучей разных прав резко стали неугодны. Сначала их попытались впихнуть в рамки идеологии, но те оказались для них слишком тесными. Но как было у нас в Союзе: всегда проще запретить, чем изменить. Идеи феминисток признали «буржуазными», противоречащими мысли о классовой борьбе. Более того – все упоминания о движении были тщательно удалены из историографии.
Историки утверждают, что власти «даровали женщинам всю полноту гражданских прав». Но никто не пишет о том, что идеи феминизма от этого «дара» исказились, словно отраженные в кривом зеркале. Право выбирать профессию стало женским проклятием, ведь теперь уклоняющихся от труда сажали за решетку. Тем, кто «имел счастье» работать на благо государства, приходилось несладко. Бесконечный трудовой день продолжался и дома. Многие мужчины считали ниже своего достоинства заниматься «бабскими домашними делами», все хлопоты ложились только на хрупкие женские плечи.
Проблемы ущемления женских прав отошли на дальний план, когда грянула Великая Отечественная война. Движение феминисток возродилось только к концу 1970-х (!). Оно вновь ворвалось в советскую реальность вихрем, выпустив в диссидентском самиздате скандальный альманах «Женщина и Россия». Альманах ядовито говорил о том, о чем все молчали: семейные проблемы, аборты, изнасилование, отношения мужчин и женщин.
Запад с восторгом принял первые выпуски журналов, а вот Отечество не оценило наглую выходку «бабского сборища». Альманах изъяли из точек распространения, а вопрос женских прав попросту табуировали. Авторов принудили к эмиграции, угрожая отнять детей, КГБ преследовало участниц феминистского движения.
Сейчас о феминизме почти не говорят. Законодательно женщины стоят на одной ступени прав с мужчинами, но как насчет настоящей жизни? А вот в реальности до сих пор мужчины стоят несколько выше. Вспомните, сколько раз вам говорили: «нет, учиться на хирурга – не наш вариант, это мужская профессия!» или «женщина должна стоять у плиты и быть постоянно беременной»? Неужели сейчас, как и тысячу лет назад, быть независимой — это грех?