Судьба первой российской женщины-психоаналитика Сабины Шпильрейн яркая и трагичная. Ростовчанка прошла путь от пациентки психиатрической лечебницы до учёного европейской величины.
Именно на ней Юнг впервые в своей практике применил метод психоанализа, разработанный его учителем Зигмундом Фрейдом. Успех был полным. Уже через год Сабина была признана здоровой.
Эти сеансы предопределили судьбу Сабины. Она влюбилась в Юнга, и он вскоре ответил ей взаимностью.
Но если бы результатом сеансов Юнга стала лишь скандальная связь пациентки с лечащим врачом, то об этом не стоило бы и говорить. Главное было в другом: Сабина заинтересовалась психиатрией и психоанализом. Вскоре она стала не просто пациенткой Юнга, но и его ассистенткой, ученицей, а впоследствии ученым, одним из пионеров психоанализа.
В истории науки Сабина Шпильрейн осталась, прежде всего, как автор работы «Деструкция как причина становления» (ее докторская диссертация). В своей диссертации Сабина Шпильрайн впервые ставит вопрос о влечении к смерти, который связывает с проблемой мазохизма. Истоки мазохизма Сабина видит в первичном, лежащем в основании человеческого бытия влечении к смерти. Это влечение, представленное как «мы-опыт» противопоставляется «я-опыту», а значит, нацелено на разрушение собственного «я» личности. Распад личности и регресс к «мы-опыту» исследовательница рассматривает во многих случаях, как позитивный процесс, поскольку он является источником социального прогресса и творческих сил. Шпильрейн сформулировала клиническую проблему следующим образом: на практике мы не всегда способны развести в стороны сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются сообща.
Взаимоотношения Сабины Шпильрейн с Юнгом представляют собой пряный коктейль из скандального адюльтера (Юнг к моменту знакомства с Сабиной был женат) и научной дискуссии (на определенном этапе Юнг порвал со своим учителем Фрейдом, и этот конфликт был основан не только на научных разногласиях, но и на взаимоотношениях с «фроляйн Шпильрейн»). При этом собственная сексуальность Сабины была обильно приправлена мазохизмом, берущем начало в раннем детстве, когда отец наказывал ее поркой. Это нашло отражение в истории болезни Сабины, написанной Юнгом, так что тут, как говорится, из песни слова не выкинешь. А в 1909 году, делая свои первые шаги в науке, Сабина сама вступила в переписку с Фрейдом, усложнив еще более непростые отношения Юнга с его учителем.
В 1979 году Женеве нашли дневник Сабины, и ее переписку с Фрейдом и Юнгом, в которой отражен этот странный «треугольник», основанный в равной мере на любовных и научных проблемах.
Во многом, он и предопределил интерес массовой культуры к личности Сабины и ее роли во взаимоотношениях Юнга и Фрейда. И это не менее печально, чем гибель женщины в Змиевской балке.