Эх, тяжела доля простого вора! Ховаться по темным углам, лишь бы только не загребли. Другое дело, когда воровство превращается в искусство. Когда место преступления становится театральными подмостками, а все вокруг лишь оттеняют гениальную игру примы. Сегодня в главных ролях Сонька Золотая Ручка. Ваши аплодисменты!
Если прочитав ее имя, вы недоуменно уставились в экран, мол, кто это вообще такая, вы явно живете в полной изоляции от внешнего мира. О гениальной Соньке не слышал хоть краем уха только ленивый. Спустя много лет после смерти этой королевы воров, федеральные каналы до сих пор посвящают ей целые полномасштабные документальные фильмы, а любители поживиться чужим приносят на ее могилу огромные букеты свежих цветов и звонкие монетки. В кругу воров считается, что Сонька всегда подсобит в деле, если попросить ее дух об этом.
Даже поборники морали и правильности не могут отрицать: фигура Соньки Золотой Ручки действительно крайне яркая и совершенно неповторимая. Она подходила к преступлению, как к качественной театральной постановке. С каждым делом женщина примеряла на себя все новые и новые роли. Вот она графиня Розенбад, а вот – баронесса Рубинштейн. Оглядитесь, вот снова она, но уже виконтесса Бренер!
Да, воспитанная в крайне бедной, вечно голодной семье, она понимала, что выжить в таких условиях молодой девушке попросту невозможно. С раннего детства она начала изучать принципы этикета в светском обществе, вскоре жажда знаний перекинулась на языки: Сонька легко, практически играючи освоила немецкий и французский. Кроме того, в круг ее талантов входило виртуозное владение фортепьяно и пение, мелодичности которого мог бы позавидовать любой соловей.
Великосветские дамы, взращенные в золотых пеленках, без труда признавали в простолюдинке Соньке равную. А уж работники ювелирных магазинов и вовсе не могли устоять. Ну скажите, неужели вы отказали бы богато одетой гостье с идеальными манерами примерить одно-два колечко с бриллиантами? Вот и они не могли противостоять ее обаянию. Перед девушкой выставляли сразу весь ассортимент переливающихся драгоценных витрин (и даже то, что прятали, что называется, «под прилавок»). И тут вступали в дело помощники гениальной воровки. Они отвлекали продавцов, а те безропотно оставляли Соньку наедине с бесценными украшениями. Ведь им даже в голову не могло прийти, что эта великолепная дама может обокрасть их до нитки! Но «великолепная дама», лишь только замечала ослабленное внимание работников магазина, как тут же прятала колечки и сережки себе в перчатки, а драгоценные камни – под длинные наманикюренные ногти. Оставлять прилавок пустым было бы слишком странно, а потому она заменяла украденные украшения поддельными. После чего бросала короткую фразу, полную недовольства – мол, ассортимент в магазине крайне скуд и неизысканнен — и тотчас гордо удалялась оттуда, пока никто не заметил подмены.
Кроме роли великолепной светской леди, Сонька любила также прикидываться постоялицей отелей и гостиниц. Этот прием она сама кокетливо называла «Гуттен Морген», что в переводе с немецкого обозначает «Доброе утро». Как всегда элегантная и безукоризненная, она пробиралась в гостиничные номера заведомо богатых людей. Проникновение осуществлялось обязательно рано утром, чтобы постояльцы спали. Бесшумной походкой (которую обеспечивали туфли с мягкой войлочной подошвой) она проскальзывала по богато обставленным комнатам, сгребая в изящную сумочку все самое ценное, за что цеплялся ее взгляд. Почти всегда она выскальзывала из номеров незамеченной, но если постояльцы вдруг просыпались, смущенно улыбалась, краснела и начинала строить из себя недалекую особу: мол, простите глупую, ошиблась дверью. А если это был мужчина, Сонька тут же начинала охмурять беднягу. Устоять не мог никто.
Великая воровка, как и любая женщина, искренне верила в любовь. И эта самая любовь ее и погубила. Говорят, что ее любовник, альфонс Володя Кочубчик, в один прекрасный момент стал требовать с Золотой Ручки все больше и больше денег. Получив отказ, он сдал ее властям. Да уж, высокие отношения.
Соньку приговорили к трем годам каторжных работ. Чехов встретился с ней в один из дней заключения и позже написал:
Это маленькая, худенькая, уже седеющая женщина с помятым, старушечьим лицом. На руках у неё кандалы: на нарах одна только шубейка из серой овчины, которая служит ей и тёплою одеждой и постелью. Она ходит по своей камере из угла в угол, и кажется, что она все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у неё мышиное. Глядя на неё, не верится, что еще недавно она была красива до такой степени, что очаровывала своих тюремщиков…
О смерти Соньки ходит множество легенд. Кто-то уверен, что она умерла от воспаления легких на Сахалине, другие говорят, что она инкогнито переехала в Одессу, где и дожила в спокойствии и достатке свои последние деньки.