Никто не знает, как выглядела на самом деле Святая Дева, но разнообразие ее дошедших до нас образов поражает воображение. Мало кто знает, что только число особо почитаемых икон Богоматери достигает 700 (!). Потребность в небесной матери-покровительнице, защитнице семейного очага присутствовала всегда, причем с древнейших времен. Например, в Древнем Египте почитали Исиду, у финикийцев — Астарту. В христианстве же почитается Дева Мария. Кто-то называет ее Божья Матерь, кто-то Богородица, кто-то Мадонна. Однако не важно, какое имя дает ей человек, сущность остается одна. В христианской Деве Марии воплотилось реальное человеческое начало: женское и материнское, воспринимаемое как божественное.
Дева Мария донесла истинное предназначение женщин: служить высшим целям. Приход нового человека в мир стал таинством, у истоков которого стояла Мать. Непорочное зачатие было исполнено глубокого смысла – материнская миссия женщины осуществляется при непосредственном участии Всевышнего, без вмешательства земных сил.
Святая Дева – это не какой-то сосуд по переноске богочеловека. В первую очередь, Мария – это образец святости и достоинства. Ее кротость и покорность судьбе (согласитесь, не каждая юная дева возрадовалась бы, получив через ангела Гавриила благовещение о том, что Бог избрал ее стать матерью Его Сына, обетованного Мессии) стали основными лейтмотивами иконных образов Богородицы. И отнюдь не случайно женственность и материнство ассоциируются с терпением и смирением Святой Девы.
Апофеозом ее жизни, описанной в различных Евангелие, стало Рождество Христово. Собственно, вся последующая жизнь Марии связана со служением Иисусу. Причем на этом пути Мария соединила в себе все непорочные женские ипостаси – матери, сестры и верной спутницы.
Однако не стоит считать, что с появлением Божьего сына, жизнь Марии превратилась в сказочную. Если ее сын не нуждался в духовном развитии: он пришел к людям уже гармоничным и самодостаточным, то для матери этот подъем к божественным вершинам стал подвигом обретения личности. Что должна осознавать мать, глядя на беспомощного младенца, чью судьбу предрекли заранее.
Мария, без сомнения, существо богоизбранное, но ее избранность вовсе не заключалась в легкости земного пути или дара от Всевышнего в виде абсолютной мудрости. Чтобы многое понять и осознать, она была вынуждена страдать, а особая божественная печать означала лишь особую остроту этих страданий.
Как минимум, нелегко принимать, что твой ребенок не такой, как все, что его великая миссия все настойчивее проявляется во внешнем мире, и вместе с взрослением Иисуса приближается день Голгофы. Мария знала, что ее сын – Помазанник Господень. И сколько нужно духовных сил, чтобы сохранить веру в высокое предназначение своего ребенка? Учитывая, что люди, окружавшие Иисуса в детстве и юности, не понимали его. Его любили, но считали обыкновенным, никто не знал о пророчествах, открытых Марии. Когда же Иисус начал проповедовать, он стал казаться странным, земляки были искренне удивлены, некоторые сочли и Марию, и Иисуса безумцами. Мать оставалась для сына единственным близким существом в его духовном одиночестве.
Стоит отметить, что обожествление Марии произошло не сразу. В некоторых святых писаниях мать Иисуса даже
не названа среди присутствовавших при распятии. В IV веке между отдельными группами верующих даже шла борьба по вопросу о том, как относиться к культу Марии. Одни считали, что почитатели Девы – безумцы, другие напротив – верили в ее исключительную значимость.
Лишь в конце IV века появилось сочинение анонимного автора «Об успении Марии». В нем повествуется о последних годах жизни Матери Иисуса, ее смерти и вознесении на небо. Как и сын, она воскресла в человеческом обличии на небе спустя три дня после смерти.
Только в конце IV – V веках появился культ Марии. Ее начали называть «Богородицей» и «Богоматерью», начали учреждать в ее честь праздники. Для страждущих ее образ стал единственной отрадой среди непонимания и жестокости этого мира.
В истории христианства были и есть народы, которые всегда ощущали свою особую связь с Богоматерью. Скажем, Грузия — по Преданию, именно эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди. На греческом Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Ее называют Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии.
Интересный факт: Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишневом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории изображают три золотые звезды — символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. Кайма на мафории — знак Ее прославления.
Но все-таки именно на Руси Богородицу почитали особо. В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в отечественный церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За 10 столетий христианства в России написано множество гимнов Божией Матери, создано огромное количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, были свидетелями и участниками русской истории.
Читайте также: Одри Хепберн: несгибаемая хрупкость; Неповторимая Коко: жизнь вопреки