Личность поэтессы Серебряного века Зинаиды Гиппиус не оставляет никого равнодушным. Беспринципная поэтесса раздражала свет похабностью и надменностью своих идей. После ее смерти многочисленные враги приходили лично постучать в крышку гроба, чтобы убедиться, что она действительно умерла. Были и те, кто очень тяжело переживал утрату, заявляя, что с Гиппиус умерла целая эпоха. Кто прав и кто виноват? HistoryTime предлагает вам окунуться в темную, загадочную историю ее судьбы.
Личность поэтессы Серебряного века Зинаиды Гиппиус покрыта плотным саваном легенд и загадок. Пожалуй, лишь то, что Дмитрий Мережковский был ее единственным мужем – неоспоримый факт. Они познакомились в юности и прожили вместе более полувека.
Гиппиус усердно пыталась соответствовать своему времени – эпохе излишней театральности, проявляющейся во всем. С самого первого появления в свете она отталкивала людей своим высокомерием. Саркастичные комментарии лились из ее рта неукротимой рекой, причем чаще всего – в сторону женщин. Каждого, кто навязывал ей свое общество, она презрительно и, казалось, нехотя разглядывала сквозь золотую лорнетку. Эта лорнетка навсегда станет ее отличительным знаком.
Писатель Андрей Белый в своем дневнике не мог не описать знакомство со столь колоритной дамой:
Тут зажмурил глаза; из качалки — сверкало; 3. Гиппиус, точно оса в человеческий рост… ком вспученных красных волос (коль распустит — до пят) укрывал очень маленькое и кривое какое-то личико; пудра и блеск от лорнетки, в которую вставился зеленоватый глаз; перебирала граненые бусы, уставясь в меня, пятя пламень губы, осыпаяся пудрою; с лобика, точно сияющий глаз, свисал камень: на черной подвеске; с безгрудой груди тарахтел черный крест; и ударила блесками пряжка с ботиночки; нога на ногу; шлейф белого платья в обтяжку закинула; прелесть ее костяного, безбокого остова напоминала причастницу, ловко пленяющую сатану…
Произведенного впечатления поэтессе не хватало. Поэтому она выдумала еще одну легенду – о своей двуполости.
Действительно, фигура Гиппиус ни у кого не ассоциировалась с женственностью. Прямые узкие бедра, полное отсутствие груди, мальчишеская угловатость. Немудрено, что многие поверили в то, что она – гермафродит.
Для усиления эффекта жена Мережковского взяла псевдоним – Антон Крайний. Проникаясь своим образом, она часто курила и постоянно фотографировалась с папиросой в зубах.
Любимым занятием поэтессы было эпатирование культурной театральной публики. Дождавшись момента, когда зрители успокаивались и уже были готовы внимать искусству, она последней входила в зал в приталенном костюме телесного оттенка. В театральном полумраке казалось, что Гиппиус и вовсе голая! Впрочем, и в обычной жизни она зачастую с удовольствием носила мужские костюмы. Немыслимый поступок в то время.
Тем не менее, логика у Гиппиус была по-настоящему женская. Как иначе объяснить ее старания выставить себя мужчиной – и тут же пристрастие к обильному макияжу, прекрасным прическам на бесконечно длинных золотистых волосах и любовь к парфюмерным композициям.
Может, странности поэтессы не были такими уж наигранными? Посудите сами: Зинаида вышла замуж за писателя и поэта Дмитрия Мережковского через пару недель после знакомства, что было совершенно недопустимо в ту эпоху. Забавно то, что после венчания Мережковский уехал в свой гостиничный номер, а его новоиспеченная жена – в родительский дом, к маменьке. Лишь наутро девятнадцатилетняя девушка осознала, что она, оказывается, уже замужняя дама.
Бронислава Погорелова (свояченица В. Брюсова) описала Гиппиус с Мережковским:
Странное впечатление производила эта пара: внешне они поразительно не подходили друг к другу. Он — маленького роста, с узкой впалой грудью, в допотопном сюртуке. Черные, глубоко посаженные глаза горели тревожным огнем библейского пророка. Это сходство подчеркивалось полуседой, вольно растущей бородой и тем легким взвизгиванием, с которым переливались слова, когда Мережковский раздражался. Держался он с неоспоримым чувством превосходства и сыпал цитатами то из Библии, то из языческиx философов. А рядом с ним — Зинаида Николаевна Гиппиус. Соблазнительная, нарядная, особенная… Держалась она как признанная красавица, к тому же — поэтесса.
Слухи о том, что супруги договорились хранить между собой исключительно платонические чувства, родили еще одни: а не является ли Гиппиус любительницей женщин? Это бы все объяснило: и стремление создать вокруг себя ореол двуполости, и достаточно сдержанное отношение к мужу. Сама поэтесса никогда не отрицала свои возможные лесбийские наклонности, но и никогда не подтверждала их.
В 1905-м году пара завела тесное знакомство с литературным критиком Дмитрием Философовым. Отношения оказались настолько близкими, что вскоре Философов переехал к
Мережковским. Кстати, он был бывшим любовником знаменитого Дягилева, создателя «Русских вечеров» во Франции. Семейный любовник-гомосексуалист — да, Гиппиус знала толк в эпатаже.
Общество, конечно, не оценило такой фортель. Жить втроем – это вообще как?! Тогда Гиппиус, с головой погрузившаяся в масонство, выдумала целую философско-религиозную концепцию, которую эпатажно назвала «Новая церковь». В рамках этой теории отношения делились на примитивные и духовные. Сожительство втроем относилось, как вы понимаете, ко второму типу и называлось «Триединой семьей». Вдохновившись складной теорией, поэтесса продолжила развивать ее и даже успела написать устав «Царства Третьего Завета» — ни много ни мало, целой религии, которая по задумке должна была сменить христианство! В такой «союз» она затянула и своих сестер – Татьяну и Наталью. Их Гиппиус свела с историком церкви Антоном Карташевым. Бердяев, любящий Зинаиду, понимал абсурдность ее идей и писал:
Боюсь, что у Вас есть тенденция образовать секту.
Так много идей, но так мало смысла. Решившая покорить общество своими невероятными идеями, она сама была покорена ими. Сумасшедшая ли Гиппиус, или это только образ, маска, которую можно снять? А вы как думаете?