Отпетые кинозлодеи, особенно жестокие маньяки-убийцы, всегда были востребованы в западном кинематографе. Режиссерам, сценаристам и актерам приходится едва ли не из кожи вон лезть (а актерам иногда в буквальном смысле), чтобы доставить взыскательному зрителю истинное наслаждение от очередного триллера. Такие усилия вполне объяснимы: любители пощекотать себе нервы с каждым годом становятся все требовательнее к отрицательным персонажам — киноизвергов «со знаком качества» они знают наперечет. Именно так, ибо далеко не каждый маньяк западает в душу зрителя — таковых единицы. HistoryTime решил познакомиться с этими плохими парнями поближе. Итак, запасайтесь попкорном.
Пожалуй, самый проверенный временем киноманьяк, — это Норман Бейтс из легендарного фильма «Психо» Альфреда Хичкока. Черно-белый триллер, снятый еще в 1960 году, по сей день держит зрителя в состоянии напряжения и тревоги. Почему бы нам, дорогие читатели, не рассмотреть историю становления личности одного из самых знаменитых кинопсихопатов во всей истории кино?
Норман Бейтс родился примерно в 40-х годах XX столетия. В детстве мальчику пришлось пережить смерть отца, что чрезвычайно негативно сказалось на его психике. Малыш Норман стал замкнутым и пугливым, единственное место, где он чувствовал себя уютно и безопасно, — под крылышком у мамы. К сожалению, мать оказалась крайне властной женщиной, чрезмерно властной. Она активно навязывала сыну мнение о том, что все женщины кроме нее – грязные шлюхи. Но получилась незадача, мать нашла себе нового ухажера, а сын остался не у дел. Такой ход событий свел юношу с ума. Его месть была ужасной: он просто отравил матушку и ее нового ухажера. Норман-младший оказался хитер и заранее подготовил записку, где якобы всю вину на себя брала мать: мол, сначала она отравила любовника, а затем решила и на себя руки наложить. Стражи порядка мальчишку в убийстве не заподозрили, но в психиатрическую клинику для проформы отправили. Именно в этот период подавленное чувство вины и породило «дополнительные» личности Нормана.
Когда наш герой вышел из-под надзора врачей, он наотрез отказался мириться со смертью матери. Решение было найдено быстро: ее труп он засушил и сделал мумию. В наследство от покойной Норману, кстати, достался дом и семейный мотель, в одной из комнат которого парень разместил мумифицированную женщину. Сын часто навещал матушку, одевал ее, кормил, разговаривал, а параллельно терял рассудок. В конце концов произошло полное соединение: чисто психологически Норман создал в себе свою мать, он разговаривал как она, мыслил, чувствовал, даже имитировал жизнь. После «соединения» выяснилось, что женщина очень агрессивна, жестоко и беспощадна. Следовательно, и Норман стал потенциально опасным человеком.
Но нам больше всего, конечно же, интересны кровавые убийства, иначе зачем мы полезли в психологические дебри. По сюжету фильма некая Мэрион Крэйн совершенно спонтанно похищает сумму в 40 тысяч долларов. Она немедленно уезжает из города, так как не хочет встречи со стражами порядка и своим ограбленным начальником. Изнуренная от долгой езды и стресса, Мэрион останавливается на ночь в уединенном мотеле. Там она и встречается с Норманом Бейтсом. По законам жанра, он испытывает к ней влечение и дело заканчивается почти невинной связью. Естественно, матери, живущей в голове у Нормана, это не нравится, и она требует, чтобы ее сын отстранился от девушки. Получив отказ, мать не церемонится, берет управление телом в свои руки и убивает Мэрион в ванной. Эта сцена убийства, кстати является одной из самых известных в мировом кинематографе. Это классика хоррора, если хотите.
Все было бы хорошо, но по следам воровки идет частный детектив Милтон Арбогаст, который не только узнал, что девушка исчезла, но и раскрывает страшный секрет Нормана. Но предать его огласке не успевает, так как тоже становится жертвой нашего маньяка с раздвоением личности. Но, к счастью, пропавшую девушку еще разыскивают сестра и бывший любовник, а им в итоге удается упрятать Нормана в психиатрическую больницу.
Но это не конец, на большие экраны вышло еще три части франшизы. В каждой из них мужчине приходится бороться с самим собой. Во второй части, он выходит из больницы спустя 20 лет с первого убийства. Его мучают галлюцинации, связанные с его матерью. В третьей части, Норман полностью поглощен матерью, он продолжает убийства до тех пор, пока журналистка Трейси Венабл не изобличает маньяка, и его вновь отправляют в клинику для душевнобольных. В четвертой части наш герой знакомится с женщиной, медсестрой Конни, женится на ней. Однако, когда выясняется, что жена беременна, Норман испугался, что его чадо постигнет та же участь. Решив убить любимую и не рожденного ребенка, герой приводит Конни в дом матери. Однако той удается убедить, что с ребенком все нормально. В общем, хэппиэнд, Норман сжигает дом матери, навсегда порвав со своим прошлым и с деспотичным гнетом.
Почему Альфред решил сделать фильм монохромным? Дело в том, что Хичкок счел, что его картина получится чересчур жестокой, если её снять в цвете. Хотя главной причиной всё же явилось желание режиссера создать фильм с минимальным бюджетом (расходы не должны были превысить 1 млн. долларов). Помимо этого, в тот год в прокат вышло немало чёрно-белых фильмов категории «Б», и они собирали неплохие деньги, поэтому Хичкоку стало интересно, какие сборы будут у его низкобюджетного чёрно-белого фильма категории «А». Бюджет «Психо» составил всего 800 000 долларов, а сборы — 40 000 000. Альфред даже использовал съёмочную группу своего же телесериала «Альфред Хичкок представляет» (1955 года), чтобы как можно больше сэкономить денег и времени. Ещё одной причиной того, почему Хичкок неожиданно взялся за низкобюджетный черно-белый фильм, стало то, что ему надоело снимать высокобюджетные фильмы с суперзвездами в главных ролях, он хотел создать в какой-то степени экспериментальное кино, в котором бы он смог использовать приемы, больше характерные для телевидения.
Что касается истоков создания персонажа, да и всего фильма, то основой послужил роман Роберта Блоха «Психоз». Альфред анонимно купил права на этот роман, всего за 9000 долларов. Однако вдобавок он скупил огромное количество экземпляров книги, чтобы концовку истории знало как можно меньше людей.
В общем, что тут говорить, Норман Бейнс стал одним из самых классических маньяков с психическими отклонениями. Как гласит слоган фильма: «Все мы иногда сходим с ума». Неужели Хичкок намекает, что такое может произойти с каждым?